Освенцим и теология

П. ЭЛЕН

I

Какое отношение теология, то есть буквально "слово о Боге", имеет к Освенциму? Этот вопрос следует из самой логики нашей темы: "Христианство и тоталитаризм". Притязания тоталитарных государств XX в. распоряжаться человеческой жизнью во всех ее проявлениях нашли свое высшее выражение в том, когда эти государства в конечном счете присвоили себе право решать, что есть человек. В Освенциме мы видим конечное следствие этого: уничтожение людей, которые не подходили под про­извольно установленные государственными властями мерки "человеческого"' иными словами, здесь люди присвоили себе определять, кто из живущих имеет право на жизнь, а кто нет. Слово "теология" в данном контексте указывает на изначальную чудовищную несообразность этого, напоминая, что Бог создал человека по образу Своему и подобию, а значит, раз и навсегда определил, что есть сущность человека.

С именем Освенцима неразрывно связана память о Шоа - о попытке немецких национал-социалистов уничтожить еврейский народ. Этого нельзя не учитывать. Но, вместе с тем, я считаю, что в пределах нашей темы правомерно понимать "Освенцим" в более широком смысле: как вызов, брошенный теологической мысли тоталитаризмом в его предельном выражении.

Обоснование понятию "Освенцима" в широком смысле, как символу массового ист­ребления людей при тоталитарных режимах, я вижу в том, что предмет нашей дискус­сии вовсе не ограничивается геноцидом европейских евреев. "Освенцим" как символ присутствует всюду, где во имя идеологии, презирающей человеческое достоинство одни люди лишают других людей права на жизнь. Так было не только в Освенциме, но и в других лагерях уничтожения, где посылали на смерть и евреев, и людей других национальностей. Так было в лагерях, где, обреченные на голодную смерть гибли русские военнопленные. Но так было и в Советской России после прихода к власти большевиков: расстрельные команды ЧК, Беломорканал и другие трудовые лагеря, насильственная коллективизация, унесшая жизни миллионов крестьян.. А годы спустя то же было и в Камбодже при Пол Поте. Но есть и другое, как мне кажется, более веское основание не связывать понятие "Освенцима" с одним только концлагерем в Южной Польше. Освенцим как истори­ческое событие был вовлечен в водоворот времени. В этом оно не отличается от других исторических событий, даже если они обладают для истории человечества столь большой значимостью. И национал-социалистические лагеря уничтожения и искоренение "классового врага" служат для людей, не бывших прямыми или опосре дованными свидетелями и современниками этих событий,  уроком - и этот урок может оказаться столь же потрясающим, столь же интересным или столь же скучным, как и другие события из прошлого человечества, ставшие предметом изучения на уроках истории.

Не касаясь такой расширительной трактовки, сам факт геноцида евреев - это уже вызов теологии, как христианской, так и иудейской. Я хотя бы кратко упомяну лишь о некоторых формах его осознания. Толкования, данные иудейскими раввинами попытке нацистов истребить еврейский народ, были в высшей степени противоречивыми. Мы видим здесь, в частности, попытку понять катастрофу Освенцима как часть столетней истории страданий еврейского народа, начавшейся уже в вавилонском плену. Другое толкование объявляет Освенцим местом нового Откровения, хотя, в отличие от горы Синай, здесь человеку открывается не власть и могущество Бога, а его смерть (христианскую параллель этому толкованию можно найти в 'американской "теологии мертвого Бога"). Секуляризованному взгляду Шоа предстает как основополагающий принцип идентификации: через катастрофу люди, пережившие ее, осознают самих себя как народ, отличный от других народов. Можно встретить и попытки толковать Освенцим как наказание: сам Бог обрек на него европейских евреев за отпадение от веры отцов, за ассимиляцию и за планы сионистов положить конец Изгнанию, основав еврейское государство. А для писателя Эли Визеля, лично пережившего Освенцим, в лагерном опыте раскрылась гибель христианства.

Преступление Освенцима само не имело религиозной мотивировки, но произошло внутри цивилизации, отмеченной печатью христианства. А значит, оно бросает вызов и христианской теологии. Здесь я также назову лишь некоторые моменты, не разбирая их подробно. Христианские теологи трактовали Освенцим как напоминание о необходимости выработать новое и более глубокое понимание слов апостола Павла в Послании к Римлянам (глава 11) о том, что Бог не расторгал своего Завета и Обетования с Израилем, первым народом Завета/Церковь выросла из этого корня и должна определять свое отношение к евреям исходя из этого отношения. В этом смысле надо понимать и высказывания Папы Иоанна Павла II в его послании "Мы помним. Размышления о Шоа" от 16 марта 2000 г.   ;

Далее следует вопрос, встававший перед многими теологами в связи с Освенцимом: как понять, почему Бог не вмешался, когда люди в лагерях смерти взывали к Нему о помощи? На этот вопрос о присутствии Бога нашли ответ святые, жившие и умиравшие в лагерях, как знаменитые - я назову лишь отца Максимилиана Кольбе, русскую монахиню мать Марию Скобцову, кармелитку Эдит Штейн - так и без­вестные, как иудеи, так и христиане. Говорить о присутствии Бога даже в лагерях уничтожения - не значит придавать внешний смысл злу, что внутренне противно всякому смыслу. Но над людьми, в чьей душе, в самой ее глубине, даже в смертной муке жило имя Бога или Распятого, власть абсолютного бессмысленного зла не может восторжествовать. И человек, не знающий Бога, однако, и в последней борьбе твердо уверенный, что тьма не должна одержать верх, - этот человек, хотя и не может дать отчета об основаниях своей веры, тоже, побеждает пустой абсурд смерти.

 

                                                                                 II

•Призыв "Это не должно повториться!", звучащий едва ли не во всех сочинениях на тему "Освенцим", безоговорочно справедлив. Однако ему присуща внутренняя опас­ность выродиться в пустую формулу, поскольку его предостережение связано лишь с прошлым. Кто следит лишь за тем, чтобы лозунги и внешние приметы национал-социалистической идеологии никогда не вернулись больше, тот может не заметить, что идея, приведшая в Освенциме к планомерному уничтожению беззащитных людей, может вновь выступить на историческую сцену и в XXI, и в ХХП в,

Кто рассматривает события, обобщенные под именем "Освенцима", с теологической точки зрения, не может ограничиться анализом истории первой половины XX в. Скорее, здесь надо поставить вопрос об искушении, которому поддались люди, заду мавшие и воплотившие в жизнь Освенцим: не может ли это искушение снова стать актуальным сегодня, завтра? Это искушение самому решать, что есть подлинно чело­веческая жизнь, и, соответственно, кто из людей заслуживает жизни. Где побеждает такое искушение, там снова появляются люди, оспаривающие право на жизнь других людей.

Можно ли выразить это искушение в категориях, не принадлежащих к лексикону политиков, не связанных с понятиями "расизма", "правого экстремизма", к которым сегодня приковано всеобщее внимание? Чтобы разглядеть искушение в его новых обличиях, надо понять его сущность.

Старая теологическая мудрость гласит, что зло выступает в обличий добра. Сатана появляется в облике ангела света. Говоря о катастрофе XX в., на эту светлую обо­лочку зла обратил внимание русский философ еврейского происхождения, С.Л. Франк. Изгнанный со своей родины и во время Второй мировой войны находившийся во французской эмиграции, под угрозой смерти в реальном Освенциме, Франк в конце войны проанализировал исторические корни тоталитарной идеологии с ее пренебре­жением человеческой жизнью. Франк назвал свою работу "Ересь утопизма"1, созна­тельно используя теологическое понятие ереси.

Тоталитарные социальные утопии Нового времени - это утопии спасения. Как таковые они отражают тот прообраз тоталитарной утопии, который содержался в обещании змия в райском саду: "Вы будете,.как боги". Как и всякая утопия, обещание змия опиралось на некую истину, содержало в себе некий идеал. Однако смысл этой истины был извращен, так что она стала ересью. Истинный идеал, содержавшийся в сатанинском обещании, - это причастность человека жизни Бога, ради осуществления которой Бог становится человеком. Ересь же и извращение заключены в дьявольской лжи, будто Адам может достичь обетованного своими собственными силами.

Тоталитарные утописты Нового времени стремились радикально преобразовать человеческое общество. Они считали себя призванными наконец исполнить то, чего не могли добиться религии, прежде всего христианство: создать новый, свершенный мир на этой земле. Несомненно, это идеал. Но утописты не ограничивались тем, чтобы подготовить,  почву для нового человеческого общежития, преодолев бедность, голод, болезни и невежество. Ересь и извращение утопии начинаются тогда, когда утописты не удовлетворяются предоставлением всем людям равных возможностей; ересь начинается, когда они претендуют на знание, как надо создавать совершенное чело­веческое сообщество, как должен жить совершенный человек; ересь начинается, когда они начинают мерить реального человека утопическими мерками и ставить его в соответствующие жизненные условия. Для этого издаются законы и принимаются организационные меры, чье строгое исполнение должно приблизить и обеспечить новую жизнь. Свободное самоопределение человека, для которого создается будто бы этот новый мир, не нужно, ибо утописты ведь располагают знанием того, что есть истинная сущность человека. Необходимо лишь следовать изданным ими законам.

Наиболее ярко идеал совершенного человечества извращен в национал-социализме: здесь идеал осуществляется лишь одной определенной расой, для "защиты" которой, согласно Нюрнбергским законам, "неполноценных" людей необходимо уничтожить. В марксизме один лишь пролетариат предопределен диалектикой истории к тому, чтобы понять, в чем состоит подлинная человечность; он и предвосхищает ее самим своим существованием. В позднейшем ленинизме таким знанием обладают лишь вожди пролетариата.

В ересях утопии совмещаются два момента: 1. Притязания на знание того, в чем состоит подлинно человеческая жизнь; 2. Пренебрежение человеческой свободой, поскольку апелляции к ней не ведут к осуществлению совершенного человеческого общества.

1Франк СЛ / Ересь утопизма / По ту сторону правого и левого. Под ред. В.С. Франка. Париж, 1972.

-

 

   Русский философ разглядел в тоталитаризме XX в.. его злой прообраз. Этот про­образ заключается в гордыне, притязающей на то, чтобы, подобно Богу, решать, что есть человек, и, следовательно, что есть добро и зло; в гордыне, не допускающей никаких ограничений своей власти, в гордыне, которая, в конце концов, перестает относиться к другому человеческому существу как к неприкосновенной святыне.   Неприкосновенность человека следует из того, что в нем присутствует Бог. Иначе говоря,  человек обладает ни с чем не сравнимой ценностью, ибо Бог уделил ему часть своей свободной творческой силы, и тем самым запечатлел в нем свое подобие. Ересь утопизма затушевывает эту истину. Это ересь в точном смысле слова, ибо она исключает из определения понятия человека то, что не согласуется с утопией.  Вместе с творческой свободой, которая впервые делает человека собственно человеком, Бог дает человеку и возможность отпасть от своего Творца и от смысла своего собственного бытия, а значит - обратить свою свободу к саморазрушению.

Может ли свобода быть свободой, если она не способна творить зло? Утопии спасения, рассчитывающие построить совершенное человеческое общество полити­ческим путем, не признают за человеком свободы совершать зло. Однако они не знают спасения свободы, а только уничтожение людей, не желающих или не могущих использовать свою свободу во благо утопии, то есть во имя утопического блага.   Свобода, не будучи преодолена, может быть спасена только ее Творцом. Спасение свободы от обращения во зло возможно тогда, когда эта свобода настолько насыщена красотой и добром, что отпадение становится уже невозможным. Спасение свободы означает, что Бог заново придает человеку свою собственную свободу, то есть самого себя. Самораскрытие Бога в человеке не отменяет человеческой свободы, но делает возможным свободное и окончательное отречение от саморазрушительного пользо­вания свободой, то есть от зла. Спасение, которое должно быть тотальным, есть всецело дар благодати; его неотменимый коррелят - данная Богом свобода.

Утописты XX в. презирали человеческую свободу, ибо были убеждены, что, зная подлинную сущность человека, они смогут организовать совершенное общество. И в свободе они видели злейшего врага этого совершенного общества, ибо в земных условиях свобода - это всегда свобода совершать зло. С.Л. Франк понимал, что совер­шенное общество нельзя создавать вопреки свободе. Где государственными мерами пытаются насадить общество полного счастья, там законы становятся инструментами террора. Свобода в ее отношении к истине стала поэтому основной темой социальной философии С.Л. Франка.

 

                                                                

                                                               III

Вначале я сказал, что теологический вопрос, касающийся Освенцима, не должен оставаться обращенным исключительно в прошлое. Теологическое рассмотрение должно заострить взгляд на существенном, чтобы разглядеть идею, приведшую к убийству миллионов людей в XX в., за совершенно другими формами и выражениями.   Я приведу лишь два примера. Я вовсе не исключаю, что есть и другие, более важные случаи. Я сознаю, что само соотнесение нижеследующих примеров с именем Освенцима является своего рода провокацией. Я хочу лишь обратить внимание на то, что Освенцим может реализоваться по-разному.

Авторитетнейшая немецкая газета писала летом 2000 г.: "Никогда еще челове­чество не было так близко к осуществлению научной утопии самовоспроизводства. Предложение британских экспертов при определенных условиях разрешить клониро­вание эмбриона до 14-го дня развития актуально не только для узкой области меди­цинских технологий, но также и для политического, да и для религиозного самопонимания общества. Это поворотный пункт, драматизм которого трудно пере­оценить. Стадия опытов на животных, кажется, пройдена одним скачком; человек теперь становится господином над жизнью других людей, если люди решатся припи­сать человеческое достоинство уже эмбриону. Искушение велико: почувствовать себя господином над жизнью и формировать человеческий "продукт " согласно тем или иным био-политическим идеальным образцам" ("Frankfurter Allgemeine Zeitug" от 18 августа 2000 г.)

В опытах так называемого "терапевтического клонирования" речь идет, в част­ности, о том, чтобы вызвать к жизни человеческий зародыш и вырастить его до той стадии, когда из него можно будет извлечь желаемые стволовые клетки. Здесь человеческий эмбрион используется как средство - и после этого убивается."Идеал", цель, призванная оправдать эти опыты - лечение иначе неизлечимых или трудно­излечимых болезней, то есть здоровье и продление жизни людей, пораженных этими болезнями. Идеал может формулироваться и как "прогресс научного познания"

Идеал обнаруживает свою извращенность, стоит  лишь, изменить порядок рассуж-дений. В данном случае опыты по клонированию означают; здоровье одного, человека предполагает насильственную смерть другого человека. Я .исхожу из того, что 14-дневный эмбрион - это нерожденный человек, ибо науке не известен какой-либо качественный скачок во внутриутробном развитии человеческого организма; когда зародыш впервые приобретал бы некое "человеческое" качество.

Никто не может и не станет спорить, что мотивы и конкретные действия ученых, пропагандирующих подобные, опыты, отличаются от мотивации ученых, ставивших свои изуверские эксперименты над узниками в концлагерях. Но достаточно ли всех этих безоговорочных различий, для того чтобы раз и навсегда исключить присутствие здесь того же самого присвоения права решать, что, есть человек, -права, которым Освенцим обосновывал уничтожение людей, мешающих будто бы счастью других людей?

Теолог, приглашенный редакцией газеты для участия в обсуждении, Дитмар Мит, предложил задуматься над языком, которым пользуются заинтересованные ученые: "Профессиональный язык более не является нейтральным [.,,] Уже говорится не о "праве на жизнь", а только об "уважении к жизни", Каждый, из исследуемых методов однажды сможет открыть доступ к власти над людьми. И как мы тогда закроем ящик Пандоры?".

Другой теолог, Клаус Бергер, подчеркивал, чтоаимствование стволовых клеток смертельно для существа, выращенного в качестве донора: "Кто делает себя господи­ном над жизнью и смертью, должен задуматься над тем, что это самое обесценивание индивидуальной жизни будет потом все больше и больше сказываться и на отнощении

К  ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ".                                                                                        

Президент Немецкого научного общества, Эрнст-Людвиг Виннакер, предостерегал от того, что он назвал "коротким замыканием в общественно-политической области". В одном из своих выступлений он заметил по поводу извлечения полноценных челове­ческих клеток из эмбриона в научных или терапевтических целях: "фактически" чело­век развивается не "из" этих клеток, а скорее, сами клетки развиваются "как чело­век" "ибо здесь не так, как в автомобиле, где одна часть присоединяется к другой части, пока-в конце концов перед нами не окажется готовый автомобиль; здесь целое существует с самого начала, здесь готовое человеческое существо может вырасти полностью самостоятельно, без всякого внешнего вмешательства". Наука, по мнению Виннакера, не должна "прилагать свою руку", к изуверскому присвоению права на жизнь нерожденного ребенка (там же, 18 сентября 2000).

Сколь опасно присвоение права решать, что есть человек и,- следовательно, кто из людей имеет право на жизнь, особенно ясно показывает статья специалиста в области молекулярной биологии, Нобелевского лауреата Джеймса Д. Уотсона. Он высказыва­ется за уничтожение нерожденного зародыша в случаях, когда его генетический ана­лиз позволяет предсказать тяжелую болезнь. Аргумент Уотсона: "Удаление гене­тически пораженного зародыша не ущемляет жизни того, в чей мир иначе пришел бы этот ребенок". Это значит, что воля к самосохранению, которая, по мнению Уотсона, эволюционно обосновывает запрет на убийство,: здесь- не затрагивается. Поэтому, пишет Уотсон далее, "в подобном случае фактически на первом плане должно стоять облегчение, ибо никто не обязан любить и растить ребенка, чья жизнь изначально не оставляет надежд на какой-либо успех" (там же, 26 сентября 2000).

Уотсон в своей статье считает уместным дистанцироваться от тех представителей немецкой национал-социалистической евгеники, которые посылали людей в газовые "камеры по той причине, что эти люди были поражены теми или иными дефектами (с точки зрения евгеников). Конечно, здесь есть разница, никто не спорит. Однако с философской и теологической точки зрения я не вижу сущностного отличия между позицией Уотсона и тем отбором человеческих особей, достойных жить, который практиковался в Освенциме и вокруг него.

Научная элита и власть имущие XXI в. не меньше, чем в XX в., подвержены искушению самостоятельно определять, в чем состоит смысл или "успех" человеческой жизни. И следовательно, они отказывают в праве на жизнь той группе людей, которая не соответствует установленным нормам.

IV

Я хотел бы привести еще одно соображение. Когда теологи высказываются по историческим или политическим вопросам, они часто ограничиваются тем, что со своей очки зрения обращают внимание на какие-то политические или общественно-политические аспекты проблемы, которые иначе были бы забыты. Но теология - не служанка политологии или социологии. Именно потому, что теология хочет (и должна) быть практической дисциплиной, она должна иметь в виду ту особую реальность чело­века, которая находится в ее ведении, поскольку она есть "слово о Боге": это не общественное, а вечное благо и зло.

Я считаю, что к теме "Освенцим и теология" относится также и проблема отноше­ния к убийце. Мысль, которую я хотел бы обсудить в этой связи, кажется совершенно неприемлемой многим нашим современным политикам. И все же она - пробный камень веры: нашей веры в присутствие Бога в каждом человеке.

Убийцы - опосредованные и непосредственные - тоже были людьми; Бог создал их по своему образу и подобию, они несли в себе Его как прообраз своей свободы. И они были призваны стать детьми Божьими. Однако о милосердии Божием к этим убийцам вопреки их нечеловеческим деяниям - нет, именно вследствие их - христианские тео­логи, порицая злодеяния, как мне кажется, напоминают слишком редко. Убийцы нуждаются в Божьем милосердии гораздо настоятельнее, чем их жертвы. Слово про­рока Иезекииля взывает и к'сегодняшним теологам: "Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иезекииль, 33, 11).

Обратить эти слова к убийцам - не означает простить их деяния. Напротив! Ибо их дела ведут к краю бездны, назвать которую адом - уже не метафора.

Слова пророка говорят нам, что убийство беззащитного - тогда и сейчас - не есть механический процесс, бездушно идущий своим чередом; оно исходит из воли отдельного человека, и человек этот сам должен отвечать за свои поступки и давать себе отчет в своих побуждениях. Не бывает исторической необходимости, на которую люди могли бы сослаться, оправдываясь, - как не бывает и научной необходимости.

Искушение, приведшее к Освенциму, в конечном счете можно понять лишь с
религиозной точки зрения. Это притязание на то, чтобы, подобно Богу, судить, что
есть подлинно человеческая жизнь! XXI столетие дает немало возможностей, чтобы
искушение Освенцима вернулось в совершенно новых формах.
И чтобы противостоять
этому искушению, необходима религиозная вера - вера в то, что Бог присутствует в
каждом человеке.                                  .

Перевод с немецкого Н.Н. Трубниковой