Правовой комментарий по вопросу нарушений закона «О персональных данных» 

     органами Федеральной налоговой  службы и работодателями  применительно к   

                     ИНН налогоплательщика физического лица.

 

       Насколько нам известно, процесс присвоения  идентификационного номера налогоплательщика людям начался в России в  1996 году с выходом Приказа Госналогслужбы РФ от 13 июня 1996 г. N ВА-3-12/49 "Об утверждении Инструкции о порядке учета налогоплательщиков"

    Тогда ИНН присваивали по заявлению уже существующим юридическим лицам, причём весьма скоро юридическим лицам не получившим ИНН стало просто невозможно вести коммерческую деятельность. Физическим лицам ИНН уже тогда присваивали независимо от подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе , хотя декларировалось, что такой порядок присвоения возможен только для лиц, ведущих частнопредпринимательскую деятельность (индивидуальных предпринимателей) и только по заявлению.

   К 2007 году можно с уверенностью заявить, что большая часть населения России, работающая по трудовому договору или имеющая регистрацию : по месту жительства, регистрацию рождения и т.п., имеет ИНН, так как  налоговые органы произвольно присвоили себе  право ставить всех на учёт с присвоением  ИНН независимо   от наличия обязанности платить налоги, так и от нежелания человека иметь ИНН.

   Такие действия являются грубым нарушением Налогового кодекса РФ, который предполагает в отношении физических лиц постановку на учёт в налоговом органе только налогоплательщиков  . Это юридические лица и индивидуальные предприниматели ставятся на учёт независимо от наличия такой обязанности по  НК РФ.

  Физические лица ставятся на учёт в налоговых органах только при наличии обязанности платить налоги.

   При этом присвоение ИНН физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями,  допустимо только с  согласия налогоплательщика физического лица, так как  НК РФ содержит исчерпывающий перечень персональных данных физического лица , формируемый при постановке на учёт в налоговом органе, который ИНН не включает.

   К тому же в соответствии с  НК РФ Минфин  устанавливает порядок присвоения и применения ИНН физически лицам налогоплательщикам . В соответствии с приказом Минфин РФ 106 н от 24 ноября 2004 года  идентификация налогоплательщика физического лица производится  при нулевом значении ИНН . Из данного правила следует, что при постановке на учёт физического лица присвоение ИНН совсем не обязательно.

   НК РФ также не обязывает физических лиц указывать ИНН в налоговых документах.

     А теперь обратимся к цели присвоения и обработки ИНН в налоговых органах.

   Эта цель сформулирована в пункте 1 ст.84 НК РФ :

ИНН – присваивается для идентификации при оплате налогов и сборов и для указания в налоговых документах.

   Для физических лиц налогоплательщиков эта цель не существует с даты вступления в силу приказа Минфина РФ №106н  от 24 ноября 2004 года и изменений в пункт 7 статьи 84  НК РФ , внесенных 7 июля 2006 года федеральным законом №137-фз.

    По закону «О персональных данных» ИНН физического лица является персональной информацией о физическом лице.  Поэтому присвоение и применение ИНН должно регулироваться в первую очередь данным законом, как основополагающим в сфере правоотношений, вытекающих из обработки персональных данных.

   Закон  « О персональных данных» требует, чтобы персональные данные обрабатывались в соответствии с заявленными целями их обработки.  Однако, цели обработки ИНН физического лица в действующем законодательстве нет. В таком случае ИНН может быть присвоен человеку,  или применение ранее присвоенного ИНН может быть продолжено , только при наличии согласия человека. Без согласия человека, и тем более вопреки таковому, ИНН не может быть ни присвоен, ни сохранен, не может и продолжаться его применение.

   Однако, с уверенностью можно констатировать, что никто из проживающих в России с даты вступления в силу федерального закона «О персональных данных» не получил запроса от налоговых органов о согласии на применение в дальнейшем ранее присвоенного ИНН, не появилось и новшеств в технологии присвоения ИНН .

   В данной ситуации лица, желающие, чтобы им не только присылали налоговые  документы, например , извещения на оплату налогов, без указания ИНН, при сохранении и применении ИНН  в налоговых органах , но также  чтобы ИНН,  присвоенный им,  более вообще не существовал, могут направить соответствующее заявление  в Министерство финансов и налоговые органы– требование уничтожить  ИНН 

   Также имеется возможность для работающих налогоплательщиков направить заявление  работодателю с  требованием не применять ИНН при сдаче справок о доходах, так как  работодатель является налоговым агентом работника , то есть посредником между налоговым органом и работником – плательщиком налогов,  и должен реализовывать обязанности и права работника при сдаче справки о доходах работника, оплачивающего налоги, который с 7 июля 2006 года не обязан указывать ИНН  в налоговых  документах.

.

Пугачева А.В.