Для служебного пользования
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра
М.В. Мишустин
" " 1999 г.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
"НАЛОГ"
Многоуровневый программно-информационный комплекс
"Единый государственный реестр налогоплательщиков"
(МПИ
К ЕГРН)
Описание постановки задачи.
Начальник Управления организации Директор ГНИВЦ
учёта налогоплательщиков МНС РФ
В.Н.Казакова Ю.П.Калинин
" " 1999 г. " " 1999 г.
Руководитель Департамента Начальник НТЦ-1
информационных ресурсов ГНИВЦ МНС
А.Б.Иконников В.С. Бондаренко
" " 1999 г. " " 1999г.
Начальник Управления внутренней Начальник НТЦ-3
Безопасности и защиты информации ГНИВЦ МНС
А.В.Прокопчук Д.В.Чувилов
" " 1999 г. " " 1999г.
Москва 1999г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 4
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ................................................ 5
1.1.
Назначение, цель создания и общие принципы построения
МПИК............ 5
1.2.
Перечень
объектов управления...................................................................... 9
1.3.
Периодичность и продолжительность решения.......................................... 10
1.4.
Общие
принципы формирования файлов
взаимообмена
информацией между уровнями МПИК..................................................... 10
1.5.
Справочники и классификаторы.................................................................. 12
1.6.
Обеспечение защиты информации............................................................... 13
1.7.
Система сохранения и восстановления информации.................................. 13
1.8.
Прочие требования....................................................................................... 13
1.9.
Этапность разработки МПИК
«ЕГРН»....................................................... 14
2. МПИК «ЕГРН» МЕСТНОГО УРОВНЯ........................................................ 15
2.1.
Требования к МПИК «ЕГРН» местного уровня......................................... 15
2.2.
Входная информация.................................................................................... 16
2.3.
Состав информации о налогоплательщиках в базе данных Единого
государственного реестра налогоплательщиков...................................... 24
2.3.1.Состав показателей баз данных.............................................................. 24
2.3.2. Перечень показателей............................................................................. 25
2.4.Распределение действий между персоналом и программно -
техническими средствами МПИК.............................................................. 34
2.4.1.
Контроль информации............................................................................ 34
2.4.2.
Логический контроль.............................................................................. 34
2.4.3.
Контроль повторного присвоения ИНН................................................ 38
2.5. Выходная информация...!............................................................................ 38
2.5.1.Перечень выходных документов на местном уровне............................ 40
2.5.2.
Требования к формированию выходных форм местного уровня........ 48
2.5.3.
Требования к формированию выходных файлов.................................. 48
2.6. Связь МПИК с другими подсистемами АИС «НАЛОГ-М»....................... 50
3. МПИК «ЕГРН» РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ.......................................... 51
3.1.
Требования к МПИК «ЕГРН» регионального уровня............................... 51
3.2.
Входная
информация................................................................................... 52
3.3. Распределение действий между персоналом и программно -
техническими средствами МПИК.............................................................. 53
3.4. Выходная информация................................................................................. 54
3.4.1.Перечень выходных документов на региональном уровне................... 55
3.5.
Требования к запросной системе регионального уровня........................... 57
3.6.
Алгоритм контроля и обработки информации........................................... 58
3.7.
Справочники и классификаторы.................................................................. 59
3.8. Связь МПИК с другими подсистемами АИС «НАЛОГ»............................ 59
4. МПИК «ЕГРН» ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ............................................. 60
4.1.
Требования к МПИК «ЕГРН» федерального уровня................................. 60
4.2.
Входная информация................................................................................... 61
4.3.
Выходная информация................................................................................. 62
4.4.
Требования к запросной системе федерального уровня............................ 63
4.5.
Алгоритм контроля и обработки информации........................................... 65
4.6.
Справочники и классификаторы.................................................................. 65
4.7.
Связь МПИК с другими подсистемами АИС «НАЛОГ»............................ 65
ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................... 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................................................................................ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2................................................................................................ 73
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий документ включает в себя описание постановки задачи и требования, предъявляемые к программному обеспечению многоуровневого программно-информационного комплекса «Единый государственный реестр налогоплательщиков» (далее по тексту - МПИК «ЕГРН»), разрабатываемого как составная часть АИС «НАЛОГ».
Основанием для разработки МПИК «ЕГРН» является Частное техническое задание на многоуровневый программно-информационный комплекс «Единый государственный реестр налогоплательщиков» (МПИК «ЕГРН»), утвержденное Заместителем Министра М.В.Мишустиным от 16 августа 1999г. (далее ЧТЗ).
Описание постановки задачи (далее по тексту ОПЗ) отражает решения, принятые на стадии технического проектирования МПИК «ЕГРН» и уточняет требования Частного технического задания.
Программное обеспечение должно функционировать на всех уровнях организационной структуры Министерства по налогам и сборам (далее МНС) России:
•на местном уровне - для инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления (далее - инспекции МНС);
•на региональном уровне - для Управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации (далее - Управления МНС);
•на федеральном уровне - для Центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - ЦА МНС ).
Настоящий документ включает в себя описание постановки задачи и требования, предъявляемые к программному обеспечению МПИК «ЕГРН» на местном, региональном и федеральном уровнях и предназначен для разработчиков программного обеспечения.
Задача разрабатывается ГНИВЦ МНС РФ.
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ
1.1. Назначение, цель создания и общие принципы построения МПИК
Единый государственный реестр налогоплательщиков - это система государственных баз данных учёта налогоплательщиков, ведущихся Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными органами на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации, поступающей в эти органы.
Единый государственный реестр налогоплательщиков содержит перечни налогоплательщиков: юридических лиц, налоговых агентов и физических лиц; документированная информация о которых поступает в налоговые органы от органов, перечисленных в пунктах 3-6 статьи 85 Налогового кодекса с указанием присвоенного каждому из них идентификационного номера налогоплательщика, а также информацию об объектах учёта, поступающую в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, и сведения по перечню (см.. Таблицы 3-5).
МПИК «ЕГРН» предназначен для автоматизированного ведения с использованием средств вычислительной техники государственных баз данных ЕГРН в центральном аппарате МНС России и его территориальных органах (далее - налоговые органы) а также предоставления пользователям информационных ресурсов необходимой информации, содержащейся в ЕГРН.
Основными целями создания МПИК «ЕГРН» в соответствии с утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99г. №266 Правилами являются:
•
обеспечение формирования данных об объектах учёта в
соответствии с составом показателей государственных баз данных ЕГРН, определённых МНС России, их
обновление при изменении данных об объектах учёта, исключение из ЕГРН
сведений о лицах, снятых с учёта в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
•
предоставление
пользователям
информационных ресурсов, т.е. налогоплательщикам, федеральным органам
исполнительной власти, органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления,
правоохранительным и судебным органам,
гражданам и организациям необходимой
информации, содержащейся в ЕГРН.
Данный комплекс должен обеспечивать налоговым органам автоматизированное решение следующих задач:
• присваивать каждому налогоплательщику один по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика;
•
осуществлять
приём документированной информации
для ведения реестра и
передачу её другим
налоговым органам в
порядке, установленном для конфиденциальной информации;
•
идентифицировать каждого налогоплательщика, при выполнении
налоговыми
органами установленных для них функций, при работе с информацией о
налогоплательщике, поступающей в налоговые органы в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
•
осуществлять контроль множественности присвоения ИНН;
•
проводить автоматизированную обработку включённой в ЕГРН
учётной информации о
налогоплательщиках и поддерживать в актуальном состоянии базы данных
ЕГРН в налоговых органах;
•
осуществлять доступ к сведениям по учёту налогоплательщиков, включённым в
государственные базы данных ЕГРН и составляющим налоговую тайну, в соответствии со статьёй 102 Налогового
кодекса;
•
предоставлять
информационные услуги по
утверждённым Правительством Российской Федерации перечням на всех уровнях
МНС России (феде-ральном - в ЦА МНС, региональном
- в Управлениях МНС и местном - в инспекциях МНС);
•
предоставлять
информационные услуги пользователям
информации ЕГРН в соответствии с Правилами ведения ЕГРН, утверждёнными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 10.03.99г. №266;
•
вести учёт и предоставление сведений об информационном
обслуживании
пользователей;
•
вести журнал обращений к информации БД ЕГРН с
регистрацией данных пользователя, даты,
времени и продолжительности обращения, содержания обращения и полученного
ответа;
Дополнительные сведения по назначению МПИК «ЕГРН» приведены в разделе 2 ЧТЗ.
В документе используются следующие основные сокращения:
•
налогоплательщики
- организации (НО);
•
налогоплательщики
- физические лица (ФЛ).
Под налогоплательщиками - организациями понимаются структуры, имеющие обязанность уплачивать/перечислять хотя бы один вид налога или иного обязательного платежа в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды:
•юридические лица (предприятия, учреждения и организации), образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность и/или имеющие имущество на территории Российской Федерации.
Под налогоплательщиками - физическими лицами понимаются:
•физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - "предприниматели");
•физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг (занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой: нотариусы, частные охранники, частные детективы и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской);
•прочие физические лица, на которых в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность самостоятельно уплачивать налоги, сборы и другие платежи, представлять декларацию о доходах и т.п.
Основой методики учета налогоплательщиков является присвоение идентификационного номера (ИНН) каждому налогоплательщику (физическому лицу - только ИНН, ИНН+КПП (код причины постановки на учёт) - юридическим лицам). ИНН является уникальным номером, позволяющим однозначно идентифицировать налогоплательщика. ИНН присваивается налогоплательщику при постановке на учет и сохраняется за ним на все время существования налогоплательщика. После прекращения существования налогоплательщика его ИНН не может быть присвоен другому налогоплательщику. Структура ИНН описана в инструкции «О порядке учета налогоплательщиков», утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 №ВА-3-12/49.
КПП предназначен для идентификации организаций их филиалов и представительств, образованных юридическим лицом.
В случае отсутствия у налогоплательщика ИНН (или ИНН+КПП) его идентификация осуществляется по набору реквизитов, однозначно его определяющих:
•для налогоплательщиков - физических лиц такими реквизитами являются: серия и номер документа, удостоверяющего личность, фамилия, имя и отчество, дата рождения.
•для налогоплательщиков - организаций такими реквизитами являются: полное наименование организации, её юридический адрес и код организационно-правовой формы (КОПФ).
Общие принципы построения МПИК «ЕГРН» заключаются в следующем:
•обеспечение полного учета налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и связей между ними на федеральном уровне;
•обеспечение непротиворечивости учетных данных налого-плательщиков, хранящихся в базах данных налоговых органов;
•создание МПИК в составе подсистем АИС «НАЛОГ» местного, регионального и федерального уровней и обеспечение информа-ционной совместимости с комплексами задач на каждом из уровней;
•использование единой технологии автоматизированной обработки информации о налогоплательщиках на местном, региональном и федеральном уровнях, обеспечение информационной совместимости и поддержание в актуальном состоянии баз данных всех уровней МПИК;
•возможность постоянного наращивания функциональных возможнос-тей программных средств МПИК путём подключения дополни-тельных модулей выдачи статистических и аналитических данных.
Первичный учет налогоплательщиков осуществляется, как правило, на местном уровне, в инспекциях МНС. В случае, когда отдельные группы налогоплательщиков учитываются на региональном уровне, в Управлениях МНС, в них должны быть установлены программные средства, устанавливаемые в инспекциях.
В базах данных федерального уровня должны храниться характеристики всех налогоплательщиков - организаций и физических лиц, которым присвоен ИНН. Состав хранимых характеристик определен ниже. Обновление сведений в федеральной базе данных должно производиться при регламентном обмене информацией между региональным и федеральным уровнями.
В базах данных Управлений МНС должны храниться полные данные Зарегистрированных налогоплательщиков своего региона (состав данных определен ниже) и идентификационные характеристики (ИНН, (ИНН + КПП -для организаций), полное наименование, фамилия, имя и отчество, юридический адрес и номер налоговой инспекции, где налогоплательщик состоит на учете) для налогоплательщиков, стоящих на учёте в данном регионе по причинам, отличных от постановки на учёт по месту нахождения или месту жительства. Обновление сведений в базах данных Управлений должно производиться при регламентном обмене информацией между региональным и местным уровнями.
При постановке на учет данные по налогоплательщикам, указанные в Заявлении, должны проверяться на совпадение с имеющимися в базе данных