Совет Государственной Думы РФ

Москва, Охотный ряд, д.1

 

От _________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

 

                                                 ЗАПРОС

 

 

      17 октября 2003 года в первом чтении был принят проект закона «Об основных документах, удостоверяющих личность граждан РФ» ( Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 октября 2003 г. N 4488-III ГД
"О проекте федерального закона N 369593-3 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации").

   В стенограмме заседания ГД от 17 октября 2003 г.  зафиксировано обещание представителя Президента РФ генерала Котенкова убрать из законопроекта к второму чтению норму о  графе «личный код».

    В Постановлении Государственной Думы указано, что вопрос о рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении должен быть включен в порядок работы пленарного заседания Государственной Думы 18 ноября 2003 года.

   Однако, до сих пор данный законопроект на рассмотрение депутатов ГД не передавался.

    Закон «О гражданстве РФ» в ст.10 предусматривает обязательное наличие федерального закона, закрепляющего основной документ, подтверждающий гражданство РФ.

      Отсутствие закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ» ведёт к нарушению прав граждан России:

гражданам России продолжают оформлять паспорта с графой «личный код», что предполагает согласие человека на  наличие личного кода.

    Присвоение и применение личного кода человеку нарушает право каждого на  человеческое достоинство и свободу убеждений.

   Присвоение личного кода означает обезличивание гражданина,  человек перестаёт быть  субъектом общественных отношений.

   Требую сообщить:

- когда будет рассматриваться проект закона N 369593-3 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации"

- внесена ли поправка в проект закона, обезпечивающая исключение из текста законопроекта  нормы о графе  «личный код».

 

 

С уважением,

 

___________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПИСКА

                           СТЕНОГРАММЫ

(http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe?B0CW[F11&17.10.2003&F11&17.10.2003&F11&&F258&^&]X1765

База данных «Стенограммы заседаний Государственной Думы»)

 

 
     Здание Государственной Думы. Большой зал.
    17 октября 2003 года. 10 часов.
    Председательствует Председатель Государственной Думы
    Г. Н. Селезнёв

 

Пункт 17: проект федерального закона "Об основных документах,
   удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации". Пожалуйста,
   Александр Алексеевич Котенков.
     Котенков А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты
   Государственной Думы! Президент Российской Федерации внес на рассмотрение
   Государственной Думы проект федерального закона "Об основных документах,
   удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации". Представленный
   законопроект определяет правовой статус основных документов,
   удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, поскольку в
   настоящее время их юридическая значимость закрепляется только нормативными
   правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также
   ведомственными нормативными правовыми актами. Порядок оформления,
   получения, выдачи, сдачи и изъятия основных документов, удостоверяющих
   личность гражданина Российской Федерации, в законопроекте детально
   регламентируется, что облегчит в дальнейшем борьбу с различного рода
   нарушениями установленного порядка оформления, получения, выдачи, сдачи и
   изъятия указанных документов.
   В законопроекте указан перечень федеральных органов исполнительной власти
   и их территориальных органов, наделенных правом оформления основных
   документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Это
   позволит существенно стабилизировать миграционную ситуацию в стране,
   учитывая безвизовый порядок въезда лиц в Российскую Федерацию почти из
   всех государств - участников СНГ, осуществлять в полной мере
   правоохранительные функции.
   Наряду с этим расширен перечень органов государственной власти, наделенных
   правом изъятия основных документов, что в совокупности с проводимой в
   настоящее время в России заменой паспортов призвано создать условия для
   приведения в соответствие неоправданно большого количества видов
   документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации,
   которые находятся в настоящее время на руках у граждан Российской
   Федерации.
   Законодательно закрепляется необходимость изготовления бланков основных
   документов, имеющих систему защиты от несанкционированного их изготовления
   и подделки оформленных документов, а также определен порядок взимания
   государственной пошлины, платы за бланк основного документа. Определен
   исчерпывающий перечень сведений и отметок, содержащихся в паспорте
   гражданина Российской Федерации, что позволит защитить его интересы при
   решении социальных вопросов, будет способствовать оказанию помощи в
   экстремальных ситуациях.
   На законодательном уровне на федеральные органы исполнительной власти и их
   территориальные органы, а также дипломатические представительства и
   консульские учреждения Российской Федерации возлагается обязанность по
   осуществлению контроля за сдачей основных документов, удостоверяющих
   личность гражданина. Данная норма направлена на пресечение преступлений и
   правонарушений, совершаемых с использованием основных документов,
   удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, например умерших
   граждан Российской Федерации. Проект федерального закона дополнен
   указанными положениями в соответствии с практическим опытом деятельности
   федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов,
   осуществляющих оформление и выдачу основных документов, удостоверяющих
   личность гражданина Российской Федерации, а также положениями нормативных
   правовых актов, регламентирующих в настоящее время данные вопросы.
   Уважаемые депутаты, в ходе подготовки к рассмотрению данного законопроекта
   возникал ряд вопросов, которые, безусловно, сейчас будут подняты, и,
   упреждая один из самых животрепещущих, на мой взгляд, вопросов, я хочу
   дать пояснения по проблеме личного кода, который содержится в паспорте
   каждого гражданина и упомянут в данном законе.
   Строка "личный код" имеется в паспорте каждого гражданина Российской
   Федерации, получившего паспорт нового образца. А я напомню вам, что уже
   более 120 миллионов граждан Российской Федерации получили паспорта нового
   образца, в которых содержится такая запись - "личный код". Именно эта
   запись, эта строка вызывает больше всего вопросов граждан и в том числе
   депутатов. Что подразумевается под личным кодом? Вообще, эта запись
   появилась на основании постановления правительства  828 от 1997 года,
   утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации. В то
   время по замыслу авторов, или разработчиков, положения под личным кодом
   подразумевался некий симбиоз существующих ныне и разрабатываемых на
   будущее различных кодификационных знаков, обозначений для граждан
   Российской Федерации, имеющих прежде всего социальную направленность. Речь
   идет о специальном коде Пенсионного фонда, специальном индивидуальном
   номере налогоплательщика, ряде других предполагаемых социальных кодовых
   знаках, то есть предполагалось объединить это всё в единый код, который
   будет применяться для всех социальных выплат и для налоговых целей. Этот
   код также предполагалось использовать в будущем как основу для электронной
   цифровой подписи гражданина при использовании таковой.
   Поскольку в настоящее время законодательно все эти разрозненные показатели
   не сведены в единый и основания для применения графы "личный код" не
   существует, мы предлагаем ко второму чтению упоминание о личном коде из
   закона изъять, а, поскольку такая строка в бланке паспорта гражданина
   Российской Федерации существует, эта строка не будет заполняться до того
   времени, пока вы или ваши последователи, то есть пока законодатель не
   определит, каким же образом будет формироваться и использоваться личный
   код гражданина. Если такое законодательное решение будет принято, тогда мы
   внесем соответствующую поправку в закон "Об основных документах...". А в 
   настоящее время это строка как бы предполагаемая, но не применяемая,
   поэтому ко второму чтению мы эту строку, упоминание о ней, из закона
   уберем. Но 120 миллионов паспортов мы же не будем теперь изымать и менять,
   поэтому графа такая в паспорте останется, но заполняться она не будет.
   Вот, так сказать, забегая вперед, я сразу отвечаю на этот вопрос,
   поскольку по другим элементам существенных вопросов не было.
   Благодарю за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 17 октября 2003 г. N 4488-III ГД
"О проекте федерального закона N 369593-3 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации"

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона N 369593-3 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по государственному строительству в течение двух недель со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по государственному строительству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Включить вопрос о рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении в порядок работы пленарного заседания Государственной Думы 18 ноября 2003 года.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Г.Н.Селезнев

 

Москва

17 октября 2003 г.

N 4488-III ГД