Доступ к госуслугам предлагают давать вместе с
паспортом
В правительственной комиссии по ИТ
одобрили это предложение
4
октября 2017, 00:01
6467
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Выделить
главное
выкл
Логин и пароль, необходимые для доступа к порталу
госуслуг, планируется выдавать россиянам вместе с паспортом. Такая инициатива
обсуждалась на подкомиссии по электронным госуслугам правительственной комиссии
по ИТ (проект протокола заседания есть у «Известий»).
Согласно проекту
протокола, МВД совместно с Минкомсвязи России поручено рассмотреть «предложение
по регистрации всех граждан в ЕСИА (единая система идентификации и
аутентификации, используется для доступа к порталу госуслуг. — «Известия»)
при получении паспорта гражданина РФ и о результатах доложить на очередном
заседании подкомиссии».
Граждане России впервые
получают паспорт в 14 лет, затем меняют его в 21 год и в 45 лет. По данным МВД,
ежегодно в России оформляется и выдается в среднем около 7 млн паспортов, из
них около 1,4 млн гражданам, достигшим 14-летнего возраста.
В пресс-службе Минкомсвязи рассказали,
что министерство совместно с субъектами Федерации и федеральными
органами власти ведет работу по увеличению количества граждан,
зарегистрированных в ЕСИА.
— В числе мероприятий, направленных на увеличение
числа граждан, зарегистрированных в ЕСИА, — рекламные кампании, в рамках
которых до граждан доводится информация о преимуществах госуслуг в электронном
виде. Также расширяется применение ЕСИА на сайтах ведомств, — отметили в
пресс-службе Минкомсвязи.
Перейти на сайт
Согласно указу президента Российской Федерации от 7
мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы
государственного управления», к 2018 году использовать механизм получения государственных
и муниципальных услуг в электронной форме должны не менее 70% россиян. По
итогам 2017 года субъекты должны обеспечить значение показателя не менее 60%.
— Архангельская область обратилась в Минкомсвязи
России с предложением проводить авторизацию пользователей информационных
сервисов госвласти только через ЕСИА, — рассказали в пресс-службе Минкомсвязи.
— Подкомиссия одобрила это предложение и поручила ведомствам проработать
вопрос.
В МВД «Известиям» заявили, что «обеспечение
граждан РФ доступом к информационной системе Российской Федерации с помощью
единой системы идентификации и аутентификации при получении паспорта гражданина
РФ к компетенции МВД России не относится».
Директор по проектной деятельности Института развития
интернета Арсений Щельцин уверен, что выдавать данные
для доступа к госуслугам при получении паспорта — отличная идея.
— Сейчас гражданину надо получить паспорт, потом
зарегистрироваться на сайте госуслуг и посетить
специальный центр для подтверждения личности, — отметил Арсений Щельцин. — Если доступ будут выдавать сразу при получении
паспорта, это сильно сэкономит гражданам время. Кроме того, сильно увеличится
прирост числа пользователей госуслуг. При получении паспорта личность
гражданина уже верифицирована, ему нужно лишь дополнительно сообщить свой номер
мобильного телефона и адрес электронной почты.
Арсений Щельцин отметил, что
нужно предусмотреть и механизм, при котором граждане смогут отказаться от
получения доступа к госуслугам при получении паспорта, например, по письменному
заявлению, в котором надо будет указать причину отказа.
По данным Минкомсвязи на конец августа 2017 года, в
ЕСИА зарегистрированы 55,5 млн россиян.
https://iz.ru/644428/vladimir-zykov/dostup-k-gosuslugam-khotiat-vydavat-vmeste-s-pasportom
Андрей Жуков Все статьи автора
19 апреля 2021, 07:38 210
https://www.dp.ru/a/2021/04/19/Profil_ot_rozhdenija
Профиль от рождения: кто ты без бумажки
Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко Фото: Александр Астафьев/POOL |
|
Похоже, россиянам пора смириться с тем, что у каждого будет свой цифровой двойник.
Точнее, цифровой профиль гражданина (ЦПГ) — ведь именно так называется проект,
который разрабатывает группа специалистов во главе с вице–премьером Дмитрием Чернышенко.
Профиль прибыли: банки
присматриваются к данным клиентов через госуслуги
Профиль прибыли: банки присматриваются
к данным клиентов через госуслуги
428
По данным газеты "Ведомости", формироваться такой профиль будет
на портале "Госуслуги", причём чуть ли не автоматически. Как только
родители новорождённого подадут электронную заявку на выдачу свидетельства о
рождении, система сформирует учётную запись нового гражданина. В скором времени
без проблем зарегистрироваться на "Госуслугах" сможет и взрослый,
если захочет получить с помощью этого портала какой–нибудь
документ.
Заказать паспорт, права и другие важные бумаги на "Госуслугах"
можно и сейчас, но сначала нужно зарегистрироваться на ресурсе. А для этого
требуется произвести опредёленные действия — посетить
МФЦ или попробовать идентифицировать себя через одно из банковских приложений.
Авторы проекта не скрывают, что, упростив процесс регистрации на портале,
увеличат долю граждан, которые будут пользоваться "Госуслугами".
Ожидается, что к 2024 году системой будут охвачены 85% граждан страны.
Очевидно, что получать услуги нажатием клавиш на телефоне или клавиатуре
компьютера намного удобнее, чем бегая по госучреждениям. Экономится время и
гражданина, и госслужащего.
Кроме того, удобно держать все документы в одном месте, пусть и на
государственном портале. Тем более что россиянам разрешат получать госуслуги в
электронном виде без предоставления оригиналов (об этом уже объявлено). То есть
бумажные документы если не отомрут вовсе, то, во всяком случае, будут нужны намного
реже, чем сейчас. Это тоже удобно.
Но при всех этих преимуществах не даёт покоя один вопрос — насколько суперпортал будет защищён? А если защищён сейчас, будут ли
совершенствоваться механизмы обеспечения безопасности в будущем? Не станут ли
документы, хранящиеся на нём, товаром для хакеров? Или того хуже — не сможет ли
какой–нибудь недоброжелатель внести исправления в
цифровой профиль гражданина? И что станет потом с этим гражданином?
РЕКЛАМА
В доцифровую эпоху говорили: без бумажки ты букашка. А с подделанным ЦПГ
кто?
15 апреля, 23:22 / Политика
Россияне получат
учетную запись на «Госуслугах» при рождении
Такая мера предусмотрена в проекте
«Цифровой профиль гражданина»
Прочту позже
Создание учетной записи пользователей на портале госуслуг будет проводиться
по умолчанию при любом обращении граждан в госорганы – например, при рождении
ребенка /Сергей Мальгавко / ТАСС
Создание учетной записи пользователей на
портале госуслуг будет проводиться по умолчанию при любом обращении граждан в
госорганы – например, при рождении ребенка или при получении паспорта. Такое
нововведение предлагается проектом «Цифровой профиль гражданина» (ЦПГ), за
разработку которого отвечает рабочая группа «Национальная инновационная
система», возглавляемая вице-премьером Дмитрием Чернышенко. С проектом
программы ознакомились «Ведомости».
Сегодня для создания профиля на портале
госуслуг гражданину России нужно сообщить ФИО, номер мобильного телефона и
адрес электронной почты, СНИЛС и паспортные данные. После этого нужно лично
явиться в МФЦ или пройти идентификацию через одно из банковских приложений
(например, ВТБ, «Сбера» или Почта-банка). Только
после этого запись считается подтвержденной и клиент получает доступ ко всем
услугам портала. По состоянию на апрель 2021 г. подтвержденную учетную запись
на портале госуслуг имели 77 млн граждан страны. Одна из целей ЦПГ – увеличить
долю зарегистрированных на «Госуслугах» россиян к 2024 г. до 85%.
Авторы ЦПГ предлагают изменить процедуру
регистрации таким образом, чтобы учетная запись создавалась автоматически, как
только гражданин или его опекуны обращаются за каким-либо документом лично.
Сопутствующая этой процедуре проверка удостоверения личности будет служить
одновременно идентификацией для портала госуслуг. С этого времени личный
кабинет гражданина будет сформирован, и там уже будут собраны его документы,
туда же будут автоматически направляться все запрошенные справки.
Предполагается, что в перспективе
россиянину не нужно будет даже получать пароль для входа на сайт – система будет
опознавать визитера по лицу или голосу. Правда, для этого человек должен будет
зарегистрироваться (т. е. сдать образцы биометрии) в Единой биометрической
системе.
Автоматическая регистрация на госуслугах –
один из четырех проектов ЦПГ. В целом они направлены на развитие систем
биометрии, централизацию и систематизацию использования документов. Например,
приложение «Госдоки» позволит создать цифровые
дубликаты всех бумажных государственных документов (кроме паспорта) и
предъявлять их по мере надобности.
В паспорте ЦПГ указано, что реализация
проектов будет иметь долгосрочный социально-экономический эффект: в частности,
втрое ускорит идентификацию при обслуживании граждан в офлайн-каналах (с 30 до
10 секунд), сократит издержки бизнеса и госорганизаций на проверку и обработку
данных, поможет сэкономить на печати бумажных документов и снизит ущерб от
мошеннических действий, связанных с подменой данных при идентификации.
«Основная цель всех этих обновлений – достижение
показателей работы Минцифры, заложенных в нацпрограмме «Цифровая экономика», к 2024 г.», – считает
аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Несмотря на то что проникновение сервисов
госуслуг в России уже довольно высокое, используют их пока нечасто, а скоро это
будет чуть ли не основной канал взаимодействия граждан с государством,
соглашается гендиректор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин: «Введение регистрации по умолчанию – логичный шаг.
Но, к сожалению, тотальный контроль никто не отменял. Проблема заключается еще
и в «единой точке сбоя». Если что-то пойдет не так, то последствия будут очень
серьезными».
Это шаг к минимизации контактов с
государством при максимизации контроля со стороны государства над нашими
цифровыми следами, рассуждает декан факультета социальных наук Московской
высшей школы социальных и экономических наук им. Шанина
Виктор Вахштайн: «Однако это все еще не цифровое
государство. Цифровое государство предполагает замену бюрократии алгоритмом,
делегирование функций нечеловеческим бюрократам. В нашем случае речь об
уменьшении чиновничьего аппарата не идет».
Россия – самая технооптимистичная
страна в Европе и доверие технике в России выше, чем доверие любым
социально-политическим институтам, констатирует Вахштайн:
«С социальной точки зрения увеличение цепочки технологических посредников и
минимизация контактов с институцией повышает доверие к ней. Еще несколько лет
назад Сбербанк считался синонимом отсталой бюрократической системы, а сейчас «Сбер» – это то, что у вас в смартфоне. Этот феномен
отчетливо характеризует Россию в последние годы».
По данным исследования «Инновационный
барометр», которое проводит Шанинка, до пандемии
количество технофобов в стране (т. е. тех, кто
считал, что развитие технологий представляет собой угрозу для человечества)
составляло 8%, а сейчас их уже 23% населения.
«Непонятно, сработает ли инициатива с
автоматической регистрацией на госуслугах сейчас, когда, с одной стороны, в
период пандемии выросла технофобия, а с другой стороны, увеличились риски
потери данных», – резюмирует Вахштайн.
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/04/15/866248-rossiyane-uchetnuyu