Совет  Государственной  Думы

 

 

 

 

 

Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству просит включить в повестку дня пленарного заседания Государственной Думы «8» апреля 2011 года вопрос об отклонении проекта федерального закона № 369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации», внесенного  Президентом Российской Федерации и принятого Государственной Думой         Федерального Собрания Российской Федерации в 1-ом чтении                   «17» октября 2003 года.

Докладчиком указанного проекта федерального закона от Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству просьба определить Председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Плигина Владимира Николаевича.

(Материалы по указанному проекту федерального закона, – подготовленному для рассмотрения вопроса о его отклонении, – размещены                в АСОЗД  «31» марта 2011 года.)

 

Приложение:   на  ___  л.

 

 

 

 

Председатель Комитета                                                                      В.Н.Плигин

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Комитета Государственной Думы
по конституционному законодательству

и государственному строительству

на проект федерального закона  № 369593-3

             «Об основных документах, удостоверяющих личность

  гражданина Российской Федерации»,

                        внесенный Президентом Российской Федерации

и принятый Государственной Думой в 1-ом чтении «17» октября 2003 года

 

 

 

 

          Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона № 369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации и принятый Государственной Думой         Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении                  «17» октября 2003 года.

               

          Согласно данному законопроекту предлагается законодательно определить правовой статус основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, - к числу которых                        в настоящее время, как известно, относятся общегражданский (внутренний) российский  паспорт, паспорт для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (т.е. заграничный паспорт), дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Представленным проектом предусматривается также регламентировать правила оформления указанных основных документов,          а также установить порядок их выдачи, сдачи, приема, хранения и изъятия.

 

          Рассматриваемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и по сути своих базовых  концептуальных положений согласуется с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами действующего российского законодательства.      

          Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что проект федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» получил необходимое заключение Правительства Российской Федерации еще «19» февраля 2003 года, а в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен «23» сентября 2003 года, (после чего, как уже отмечено выше, принят в 1-ом чтении «17» октября того же года, - т.е.         во время работы Государственной Думы 3-его созыва).    В начале работы Государственной Думы 4-ого созыва (в марте 2004 г.) по решению Совета Государственной Думы законопроект был повторно направлен субъектам права законодательной инициативы для подготовки и представления поправок для его рассмотрения во 2-ом чтении. 

 

          Проект получил большой общественный резонанс, и поэтому повышенный интерес к нему был обращен не только со стороны субъектов права законодательной инициативы, но и со стороны различных государственных органов, религиозных организаций, представителей общественности и отдельных граждан.

          Причем, особое внимание вызвали те положения законопроекта               (в редакции 1-ого чтения), которые касались изначально предполагавшегося обязательным внесения в общегражданский российский паспорт сведения «личный код» и также предусмотренной с самого начала возможности  включения в этот паспорт отметок о национальной принадлежности гражданина Российской Федерации и его идентификационного налогового номера (ИНН).

          В итоге к представленному проекту федерального закона поступило         в общей сложности около 300 поправок от различных субъектов права законодательной инициативы, (в первую очередь, от депутатов Государственной Думы 3-его и 4-ого созывов).       

          В связи с обработкой полученных поправок и подготовкой данной законодательной инициативы ко 2-ому чтению в Комитете                                 по конституционному законодательству и государственному строительству        - с учетом замечаний и предложений, высказанных различными             заинтересованными лицами (и не только представителями компетентных государственных органов, но и представителями общественности), -                    на системной основе была проведена разнообразная аналитическая и практическая законопроектная работа.  Итогом такой работы стал  подготовленный вариант названного проекта федерального закона, который мог бы быть представлен к рассмотрению во 2-ом чтении, и в принципе,  объективно позволил бы обеспечить комплексное нормативное правовое регулирование всей многоплановой совокупности затрагиваемых этим проектом общественных отношений, причем такое регулирование предлагалось бы осуществить на основе максимально возможного учета  всех –  и зачастую прямо противоположных – позиций и взглядов различных лиц, органов и организаций.  

          Вместе с тем, следует учитывать, что вскоре после принятия рассматриваемого проекта федерального закона в 1-ом чтении сфера  законодательства Российской Федерации, посвященная вопросам правового статуса основных документов граждан Российской Федерации и правилам гражданского оборота таких документов, была дополнена существенными новациями, - которые в содержательном плане не были учтены                        при разработке обозначенного законопроекта и, в принципе,                                   не охватываются его концепцией. 

          Речь идет, прежде всего, об Указе Президента Российской Федерации от «19» октября 2005 года № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», а также о принятом во исполнение данного Указа Постановлении Правительства Российской Федерации от «18» ноября           2005 года № 687, которым утверждены образцы и описание бланков заграничного паспорта, дипломатического и служебного паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и содержащих электронные носители информации.  Концептуальная новизна  обозначенных нормативных правовых актов Российской Федерации, -                не учтенная  в процессе подготовки рассматриваемого проекта № 369593-3 ко внесению в Государственную Думу, - отражена в их наименовании, где присутствует указание на имеющиеся в упомянутых  основных документах гражданина Российской Федерации  электронные носители информации.   При этом в названные Указ Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации уже неоднократно вносились изменения, уточняющие, конкретизирующие и развивающие              те новации, которые связаны с их предметом, - т.е. с включением и использованием в основных документах граждан России электронных носителей информации.  

          Кроме того, в качестве государственных органов, уполномоченных на оформление и выдачу общегражданского российского паспорта, а также заграничного паспорта гражданина России (в случае его выдачи на территории нашей страны), в законопроекте определены органы внутренних дел.  Между тем, согласно Указу Президента Российской Федерации                от 19 июля 2004 г. № 928  «Вопросы Федеральной миграционной службы» соответствующие полномочия были переданы органам ФМС России.   

          Наконец, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря             2008 года № 322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона                    «О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года            об удостоверениях личности моряков (Конвенции № 185)» с 1 января             2014 года из Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ                  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» должны быть исключены нормы, определяющие паспорт моряка (удостоверение личности моряка) как основной документ,  удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории России и подтверждающий наличие российского гражданства.

          Однако в силу концепции рассматриваемого законопроекта № 369593-3                       соответствующие положения этого проекта обозначают паспорт моряка именно как основной документ, удостоверяющий личность российского гражданина как за пределами Российской Федерации, так и на территории нашей страны, (причем, согласно законопроекту, данный паспорт не может использоваться в упомянутых целях только лишь в случаях государственной регистрации актов гражданского состояния владельца такого паспорта или регистрации этого лица по месту жительства), - а, следовательно, в рамках представленного проекта федерального закона объективно не могут учитываться актуальные новации российского законодательства и по отмеченному вопросу, касающемуся правового статуса и назначения паспорта моряка.

 

         Таким образом, проект федерального закона № 369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации и принятый Государственной Думой в 1-ом чтении «17» октября 2003 года,                           в определенной степени утратил свою актуальность,  и дальнейшая работа над ним, - с учетом отмеченных выше обстоятельств, - по мнению Комитета по конституционному законодательству государственному строительству,   является нецелесообразной.

         Необходимо отметить, что обозначенная позиция Комитета                          в отношении рассматриваемого законопроекта согласуется с мнением Полномочного представителя Президента Российской Федерации                       в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, выраженным в его письме от «7» декабря 2010 г. № А61-7-144.                        

                 

         В связи с изложенным и в соответствии со статьей 1231 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации»,             внесенный Президентом Российской Федерации и принятый Государственной Думой  в  первом  чтении  «17» октября 2003 года.

        

Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета по конституционному законодательству  и государственному строительству  «24»  марта 2011 года.

 

 

 

 

Председатель  Комитета                                                                 В.Н.Плигин