Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству просит включить в повестку дня пленарного заседания Государственной Думы «8» апреля 2011 года вопрос об отклонении проекта федерального закона № 369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации», внесенного Президентом Российской Федерации и принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-ом чтении «17» октября 2003 года.
Докладчиком указанного проекта федерального закона от Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству просьба определить Председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Плигина Владимира Николаевича.
(Материалы по указанному проекту федерального закона, – подготовленному для рассмотрения вопроса о его отклонении, – размещены в АСОЗД «31» марта 2011 года.)
Приложение: на ___ л.
Председатель
Комитета
В.Н.Плигин
З
А К Л Ю Ч Е Н И Е
и
государственному строительству
на
проект федерального закона № 369593-3
внесенный Президентом Российской Федерации
и
принятый Государственной Думой в 1-ом чтении «17» октября 2003 года
Комитетом Государственной Думы по конституционному
законодательству и государственному строительству рассмотрен проект
федерального закона № 369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность
гражданина Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации и
принятый Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении «17» октября 2003 года.
Согласно данному законопроекту предлагается законодательно определить правовой статус основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, - к числу которых в настоящее время, как известно, относятся общегражданский (внутренний) российский паспорт, паспорт для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (т.е. заграничный паспорт), дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Представленным проектом предусматривается также регламентировать правила оформления указанных основных документов, а также установить порядок их выдачи, сдачи, приема, хранения и изъятия.
Рассматриваемый
законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и по сути своих
базовых концептуальных положений
согласуется с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами
действующего российского законодательства.
Комитет по конституционному законодательству и государственному
строительству отмечает, что проект федерального закона «Об основных документах,
удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» получил необходимое
заключение Правительства Российской Федерации еще «19» февраля 2003 года, а в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен «23»
сентября 2003 года, (после чего, как уже отмечено выше, принят в 1-ом чтении
«17» октября того же года, - т.е.
во время работы Государственной Думы 3-его созыва). В начале работы Государственной Думы 4-ого
созыва (в марте 2004 г.) по решению Совета Государственной Думы законопроект
был повторно направлен субъектам права законодательной инициативы для
подготовки и представления поправок для его рассмотрения во 2-ом чтении.
Проект получил большой общественный
резонанс, и поэтому повышенный интерес к нему был обращен не только со стороны
субъектов права законодательной инициативы, но и со стороны различных
государственных органов, религиозных организаций, представителей общественности
и отдельных граждан.
Причем, особое внимание вызвали те
положения законопроекта (в редакции 1-ого чтения), которые касались
изначально предполагавшегося обязательным внесения в общегражданский российский
паспорт сведения «личный код» и также
предусмотренной с самого начала возможности
включения в этот паспорт отметок о национальной принадлежности
гражданина Российской Федерации и его идентификационного налогового номера
(ИНН).
В
итоге к представленному проекту федерального закона поступило в общей сложности около 300 поправок
от различных субъектов права законодательной инициативы, (в первую очередь, от
депутатов Государственной Думы 3-его и 4-ого созывов).
В
связи с обработкой полученных поправок и подготовкой данной законодательной
инициативы ко 2-ому чтению в Комитете по конституционному законодательству и
государственному строительству - с
учетом замечаний и предложений, высказанных различными заинтересованными лицами (и не
только представителями компетентных государственных органов, но и представителями
общественности), - на
системной основе была проведена разнообразная аналитическая и практическая
законопроектная работа. Итогом такой работы стал подготовленный вариант названного проекта
федерального закона, который мог бы быть представлен к рассмотрению во 2-ом
чтении, и в принципе, объективно
позволил бы обеспечить комплексное нормативное правовое регулирование всей
многоплановой совокупности затрагиваемых этим проектом общественных отношений,
причем такое регулирование предлагалось бы осуществить на основе максимально
возможного учета всех – и зачастую прямо противоположных – позиций и
взглядов различных лиц, органов и организаций.
Вместе
с тем, следует учитывать, что вскоре
после принятия рассматриваемого проекта федерального закона в 1-ом чтении
сфера законодательства Российской
Федерации, посвященная вопросам правового статуса основных документов граждан
Российской Федерации и правилам гражданского оборота таких документов, была
дополнена существенными новациями, - которые в содержательном плане не были
учтены при
разработке обозначенного законопроекта и, в принципе, не охватываются
его концепцией.
Речь
идет, прежде всего, об Указе Президента Российской Федерации от «19» октября
2005 года № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина
Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих
электронные носители информации», а также о принятом во исполнение данного
Указа Постановлении Правительства Российской Федерации от «18» ноября 2005 года № 687, которым утверждены
образцы и описание бланков заграничного паспорта, дипломатического и служебного
паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина
Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и содержащих
электронные носители информации.
Концептуальная новизна обозначенных
нормативных правовых актов Российской Федерации, - не учтенная в процессе подготовки рассматриваемого
проекта № 369593-3 ко внесению в Государственную Думу, - отражена в их
наименовании, где присутствует указание на имеющиеся в упомянутых основных документах гражданина Российской
Федерации электронные носители
информации. При этом в названные Указ
Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской
Федерации уже неоднократно вносились изменения, уточняющие, конкретизирующие и
развивающие те новации,
которые связаны с их предметом, - т.е. с
включением и использованием в основных документах граждан России электронных
носителей информации.
Кроме того, в качестве
государственных органов, уполномоченных на оформление и выдачу общегражданского
российского паспорта, а также заграничного паспорта гражданина России (в случае
его выдачи на территории нашей страны), в законопроекте определены органы
внутренних дел. Между тем, согласно
Указу Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»
соответствующие полномочия были переданы органам ФМС России.
Наконец, в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2008
года № 322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции,
пересматривающей Конвенцию 1958 года
об удостоверениях личности моряков (Конвенции № 185)» с 1 января 2014 года из Федерального закона
от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» должны быть исключены
нормы, определяющие паспорт моряка (удостоверение личности моряка) как основной
документ, удостоверяющий личность
гражданина Российской Федерации за пределами территории России и подтверждающий
наличие российского гражданства.
Однако в силу концепции
рассматриваемого законопроекта № 369593-3 соответствующие
положения этого проекта обозначают паспорт моряка именно как основной документ,
удостоверяющий личность российского гражданина как за пределами Российской
Федерации, так и на территории нашей страны, (причем, согласно законопроекту,
данный паспорт не может использоваться в упомянутых целях только лишь в случаях
государственной регистрации актов гражданского состояния владельца такого
паспорта или регистрации этого лица по месту жительства), - а, следовательно, в
рамках представленного проекта федерального закона объективно не могут
учитываться актуальные новации российского законодательства и по отмеченному
вопросу, касающемуся правового статуса и назначения паспорта моряка.
Таким образом, проект федерального закона №
369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской
Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации и принятый
Государственной Думой в 1-ом чтении «17» октября 2003 года, в определенной
степени утратил свою актуальность, и
дальнейшая работа над ним, - с учетом отмеченных выше обстоятельств, - по
мнению Комитета по конституционному законодательству государственному
строительству, является
нецелесообразной.
Необходимо отметить, что обозначенная
позиция Комитета в отношении рассматриваемого законопроекта
согласуется с мнением Полномочного представителя Президента Российской
Федерации в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, выраженным в
его письме от «7» декабря 2010 г. № А61-7-144.
В связи
с изложенным и в соответствии со статьей 1231 Регламента
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по
конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует
Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 369593-3 «Об
основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской
Федерации», внесенный Президентом
Российской Федерации и принятый Государственной Думой в
первом чтении «17» октября 2003 года.
Настоящее Заключение
утверждено на заседании Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству «24» марта 2011 года.
Председатель
Комитета В.Н.Плигин