К вопросу о правах юридического лица Русской Православной Церкви и входящих в её состав

    канонических   единиц ( о необходимости  добиваться сохранения прав юридического лица канонических единиц РПЦ МП  без присвоения им  ИНН и ОГРН)

 

   23 января 1918 года  датирован декрет совета народных комиссаров «Об отделении Церкви от государсвта и школы от Церкви». Священный Собор Российской Православной Церкви тогда же в 1918  дал оценку данному декрету в своем Постановлении, которое так и называется «О декрете совета народных комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Священный Собор пояснил, что: «Под предлогом «отделения Церкви от государства», совет народных комиссаров пытается сделать невозможным самое существование церквей, церковных учреждений и духовенства.

   Под видом отобрания церковных  имуществ упомянутый декрет стремится уничтожить самую возможность богопочитания и богослужения. Он провозглашает, что «никакия церковно-религиозныя общества не имеют права владеть собственностью». …православные храмы и монастырския обители, где покоятся почитаемые всеми православными мощи святых, становятся общей собственностью всех граждан без различия вероисповедания – христиан, евреев, магометан и язычников, самые священные предметы, предназначенные для Богослужения , -Святой Крест, Святое Евангелие, священные сосуды, святые чудотворные иконы – поступают в распоряжение государственной власти, которая может либо передать, либо не передать этих предметов церквам для пользования.

   Пусть поймет православный народ, что его хотят лишить  храмов Божиих с их святынями. Раз уничтожается всякая собственность Церкви, нельзя и жертвовать чего-либо в ея пользу, ибо всякое пожертвованное, по замыслу декрета, у нея отнимается. Содержание монастырей, церквей и духовенства становится тем самым невозможным.

  Вследствие отобрания типографий стесняется самая возможность самостоятельного издания Церковного Святого Евангелия, всех вообще священных и богослужебных книг в должной чистоте и неповрежденности…»

   При том, что  религиозные организации были полностью лишены прав юридического лица в соответствии с п.12 декрета , они  должны были обязательно регистрироваться в органах государственной власти.

     В Определении Священного Собора Православной Российской Церкви «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания» сказано:

«10.Лишившаяся храма и его святынь община православных христиан объединяется около своего пастыря, который с разрешения епархиального Архиерея может совершать для нея Божественные службы , не исключая и литургии, в частном доме или ином приличествующем помещении.

11.Необходимые для Богослужения предметы приобретаются в таких случаях на добровольные даяния верующих, причем священные сосуды могут быть без всяких украшений на них, а облачения из простой ткани: да будет ведомо всем, что Церковь Православная дорожит своими святынями по их внутреннему значению, а не ради материальной ценности, и что насилие и гонения безсильны отнять у нея главное сокровище – святую веру, залог ея вечного торжества, ибо «сия есть победа, победившая мир, вера наша»

( 1Ин.5,4).»

   Осуществлять права юридического лица Русская Православная Церковь  снова получила возможность лишь  с принятием закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» в 1990 году. В данном законе «уведомление государственных органов об образовании религиозного общества не является обязательным»- ст.8 закона, зато в соответствии со ст.13 религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их устава. Данная регистрация не вела к присвоению православной общине идентификационного номера.

   Присвоение ИНН православным приходам началось с 1996 года по заявлению прихода о постановке на учет в налоговом органе, с этого же года открыть( или иметь) счет в банке без соответствующей справки из налогового органа стало невозможно.

    После выхода закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 году и началась волна перерегистрации ранее зарегистрированных религиозных организаций, которая  не была обязательной, но эта перерегистрация никого не смутила, так как не существовало автоматического присвоения ИНН по данным из регистрирующего органа.

      Следующая перерегистрация началась в связи с выходом закона «О государственной регистрации юридических лиц»в 2002 году . В результате этой опять-таки необязательной для православных общин перерегистрации религиозным организациям присваивается  не только ИНН , но и ОГРН. Причем ОГРН ранее зарегистрированным в качестве юридического лица религиозным организациям присваивается только после подачи заявления установленного образца, в отличии от ИНН, который с 1998 года мог быть присвоен религиозной организации помимо ее инициативы.

   Таким образом с момента регистрации в качестве юридического лица Русская Православная Церковь осуществляла  все права юридического лица без идентификационного номера налогоплательщика вплоть до 1996 года. Две прошедшие затем перерегистрации были необязательны для Русской Православной Церкви и ее канонических единиц, зарегистрированных к тому времени в качестве юридического лица.

   Русская Православная Церковь имеет возможность добиться сохранения прав юридического лица без применения в отношении нее ИНН и ОГРН. То есть необходимо требовать очистить Церковь от ИНН и ОГРН с сохранением всех полагающихся Церкви прав.  Результаты этой деятельности – в будущем.

    Практически сегодня каждая религиозная организация, уже являющаяся юридическим лицом, может  подавать сведения  в регистрирующий орган без  использования ИНН и ОГРН, не вести деятельность, связанную с налогообложением, чтобы избежать использования уже полученных цифровых идентификаторов: ИНН и ОГРН. Ликвидация через суд  канонических единиц Русской Православной Церкви в связи с неприменением цифровых идентификаторов невозможна.

   Канонические единицы – юридические лица, не имеющие ИНН и ОГРН не могут быть лишены прав юридического лица. Выводы, к которым пришел Красноярский краевой суд, отказывая в ликвидации Свято-Иверского Женского Монастыря г.Енисейска Красноярского края Красноярско-Енисейской епархии  по факту непредставления сведений в регистрирующий орган для внесения в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц не подлежит новому доказыванию в других судебных заседаниях, так как указанные обстоятельства уже установлены вступившим в законную силу судебным постановлением при рассмотрении дела, в котором участвовали каноническая единица Русской Православной Церкви и подразделение Минюста РФ. ( п.2 ст.61 ГПК РФ).

      Общины, которые образуются в настоящее время и не желают , чтобы им   был присвоен ИНН и  ОГРН (ведь  подача документов для регистрации в качестве юридического лица по сути означает добровольное получение ИНН и ОГРН , в отличии от регистрации в качестве юридического лица ранее, до 1996 года ) имеют правовую возможность остаться в форме религиозной группы, не регистрироваться в качестве юридического лица, в своей деятельности руководствоваться Уставом Русской Православной Церкви ( см. главу  ХI  ст.13 .Устава  РПЦ, по аналогии). При необходимости осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность и вступать в иные гражданско-правовые отношения при общине создается благотворительный фонд, который и  регистрируется в качестве юридического лица, открывает счета в банке и участвует в иных гражданско –правовых отношениях. Таким образом благотворительный фонд . как мирская организация , принимает на себя  все последствия регистрации в качестве юридического лица, а община существует как каноническая единица РПЦ с момента получения благословения правящего архиерея, но не регистрируется в качестве юридического лица и идентификационных номеров не имеет.

   Например, вновь созданная община, не желающая регистрироваться как юридическое лицо, намеревается построить или восстановить здание храма. Для этого создаётся благотворительный фонд, который открывает счёт в банке и прочее,  осуществляет всю деятельность, связанную с применением идентификационных номеров, затем передает здание  ( по завершении всех работ)  епархии  в рамках Устава РПЦ. При этом еще до завершения всех работ по строительству или восстановлению в здании храма могут совершаться богослужения .

   Этот же механизм – использование благотворительного фонда, как юридического лица, для ведения хозяйственной деятельности, может использовать любая каноническая единица РПЦ, ,и та, которая уже получила идентификационные номера , но в настоящее время больше не желает их использовать, в связи с чем ( чтобы их не использовать ни прямо, ни косвенно)  должна закрыть свои счета в банке, не вести налогооблагаемую деятельность и не сдавать отчётов в органы ФНС. Такой общине придётся только сдавать ежегодно отчёты в регистрирующий орган , данный отчёт можно сдавать не на бланке установленной формы, предусматривающей использование ОГРН, а просто на бланке общины, не принять такой отчёт регистрирующий орган не имеет права.

 

Пугачева А.В.

 

Приложения:

Письмо Управления делами Московской Патриархии

от 11 марта 1998 г. N 1086

 

По запросу Управления методологии и организации сбора страховых взносов сообщается: в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. на граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство РФ о труде и они подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством РФ. Со священнослужителями в учреждениях Русской Православной Церкви трудовые договоры не заключаются, но учет их службы, как трудового стажа и получаемой оплаты документируется (для будущей пенсии) и за них закон обязывает уплачивать взносы в соответствующие фонды, за исключением фонда трудовой занятости. Такая практика сложилась с 1991 года после принятия закона "О свободе вероисповеданий". Настоятелю прихода денежное содержание определяется приходским собранием, либо, в случае совместительства или на период становления прихода, указом правящего архиерея. Казначей прихода является материально ответственным лицом и, в этой связи, практика не допускает работы без оформления трудовых отношений по закону.

Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" допускает безвозмездный труд добровольцев-граждан на цели благотворительной деятельности, в частности, направленные к духовному развитию личности или на содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое или культовое значение.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.13 и 14) и федеральным законом "Об общественных объединениях" и названным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации имеют самостоятельный статус и не включаются в число общественных объединений.

 

Управляющий делами

Московской патриархии

Архиепископ Солнечногорский    Сергий