Заключение общественной экспертизы

по проекту Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных муниципальных функций», вносимого депутатами ГД Воложинской Т.Л., Панковым Н.В., Плигиным В.Н., Рязанским В.В., Тимченко В.С., Яровой И.А.

 

Концепция законопроекта «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» является антиконституционной, поскольку противоречит основополагающим принципам, закрепленным в статьях 2, 3, 7, 15, 18, 24, 39, 41, 71, 72, 130-133, 110-114, 80, 82 Конституции РФ.

 

1. Конституционные полномочия и обязанности органов власти и органов местного самоуправления по обеспечению и защите прав и свобод граждан незаконно трансформируются в коммерческую деятельность по предоставлению платных «услуг».

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства.

Данное положение Конституции является одним из фундаментальных положений, составляющих основы конституционного строя России. В последующих статьях Конституция конкретизирует положения о конституционной обязанности власти обеспечивать и защищать права граждан.

Являясь основным законом Российской Федерации, Конституция РФ четко и конкретно устанавливает полномочия всех ветвей органов государственной власти и органов местного самоуправления. В числе конституционных обязанностей власти и основных полномочий закреплена обязанность по обеспечению и защите прав и свобод граждан.

Так, к полномочиям Российской Федерации статьей 71 отнесены следующие полномочия:

а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В пункте «в» указанной статьи в качестве самостоятельного полномочия указывается «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина…».

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в соответствии со статьей 72 (пункт «б») находятся «защита прав и свобод человека и гражданина...».

Структура, порядок деятельности и полномочия Правительства РФ закреплены в статьях 110-117. Статья 114 в пункте «е» предусматривает в числе полномочий Правительства РФ – осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

Полномочия органов местного самоуправления определены в статьях 130-133.

В соответствии со статьей 80, 82 Президент РФ является главой государства, гарантом прав и свобод человека.

При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, в которой клянется: «…верно служить народу, уважать и охранять права и свободы человека…»

Понятие «государственные услуги» отсутствует в перечисленных выше положениях Конституции РФ о полномочиях органов власти и местного самоуправления.

Понятие «услуги» неприменимо к правоотношениям по выполнению органами власти и местным самоуправлением своих конституционных обязанностей по обеспечению и защите прав граждан. Это совершенно правильно, поскольку понятие «услуги» используется в гражданском праве, регулирующем имущественные отношения, хозяйственную деятельность и другую, чисто бытовую, негосударственную деятельность физических и юридических лиц.

Отношения в сфере государственного устройства и управления не могут являться гражданско-правовыми и базироваться на денежных, по сути, рыночных отношениях.

В законопроекте отсутствует расшифровка понятия «государственные услуги», поэтому ни из статьи 2, ни из всего текста законопроекта непонятно, в чем они заключаются и как соотносятся с полномочиями органов власти и органов местного самоуправления, закрепленными в статьях 71, 72, 110-117, 130-133, 80, 82 Конституции РФ.

 

2. Для граждан устанавливается платность при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления при обращениях в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и по вопросам обеспечения жизнедеятельности населения.

Ни в одной статье Конституции РФ не говорится о платности для граждан самой деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В то же время из текста законопроекта четко усматривается, что деятельность органов власти и органов местного самоуправления превращается из конституционной обязанности в платную для граждан «услугу».

Платность предоставления услуг закреплена в принципах данного законопроекта в статье 4.

В статье 10 указаны требования «к установлению платы с заявителей при предоставлении государственных муниципальных услуг, исполнении государственных муниципальных функций».

Редакция данной статьи не содержит ни одного конкретного положения ни о характере услуг, ни о принципах оплаты, ни о каких-либо случаях предоставления бесплатных услуг.

Зато закрепляется право взимания платы за услуги за всеми без исключения органами власти, начиная с Правительства РФ, заканчивая Главами местных администраций.

Как видно из статьи 1 законопроекта сферой его деятельности является образование, здравоохранение, культура, социальная защита и иные сферы обеспечения жизнедеятельности населения. Именно в этих сферах устанавливается платность деятельности органов власти и органов местного самоуправления

В статье 6 перечислена деятельность органов, подлежащая оплате, хотя это их прямые конституционные обязанности. Граждане, уже оплачивающие налоги на содержание этих структур, будут обязаны оплачивать документы, информацию, получаемые в государственных органах, органах местного самоуправления, а также платить «за исполнение иных обязанностей, исполнение государственных, муниципальных функций» этих государственных и муниципальных органов.

Таким образом, грубо нарушаются положения статей 71, 72, 114, 80, 82 Конституции РФ об обязанности органов власти обеспечивать и защищать права граждан.

В нарушение Конституции РФ органы власти и органы местного самоуправления превращены в коммерческую структуру, предоставляющую платные услуги.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Значительная, если не большая часть населения России живет в тяжелейших материальных условиях, доходы огромного числа людей не только не позволяют им жить достойно, но вынуждают влачить жалкое существование.

При такой ситуации попытка возложить оплату деятельности органов власти и органов местного самоуправления, не обеспечивающих конституционные права граждан, на самих граждан является беспрецедентной по своему цинизму.

 Намеренно создается ситуация, когда граждане будут обязаны лично оплачивать каждое действие, совершаемое государственными или муниципальными органами при реализации права гражданина в самых жизненно важных сферах жизни человека: здравоохранение, социальная защита, образование, коммунальная сфера и др.

Огромному числу людей «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ» БУДУТ НЕ ПО КАРМАНУ.

Совершенно очевидно, что и реализация прав в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, коммунальной сфере без документов, справок и др. станет невозможной.

Предоставление бесплатных услуг не предусмотрено ни для одной категории граждан.

И даже в случае появления такой нормы в законопроекте, деньги будут собираться с людей на промежуточных этапах не той, так другой конторой.

 

3. Законопроект нарушает конституционные права граждан, гарантированные статьями 28, 29 Конституции РФ

Не секрет, что в Российской Федерации сотни тысяч православных верующих не приемлют электронную систему учета персональных данных при реализации своих социальных и других прав.

Эта категория граждан, не отказываясь от своих прав, требует обеспечить их реализацию путем использования традиционных способов учета и традиционных документов, не содержащих личных идентификационных номеров, а также устройств, которые позволили бы идентифицировать человека без его ведома в общественных местах, при совершении покупок и так далее.

Электронные способы учета вводятся в порядке экспериментов и пилотных проектов, участие в которых не является обязательным. Однако граждане, по религиозным убеждениям отказавшиеся от получения медицинских полисов, социальных кар и других документов, содержащих идентификационные номера, коды, штриховое кодирование информации подвергаются жестокой дискриминации.

Людям отказывают в медицинской помощи, назначении и выплате пенсий, пособий дотаций, совершении нотариальных действий с имуществом и др. правах.

О недопустимости дискриминации этих граждан и необходимости создания альтернативной системы учета неоднократно заявляла Русская Православная Церковь.

Последним по времени является обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в РФ от 28 июля 2009 г. (Обращение прилагается).

Однако в законопроекте этот факт игнорируется и в статье 11, устанавливающей требования к организации предоставления государственных услуг, предусматривается только электронная форма.

Редакция данной статьи создает правовую базу для лишения законных прав сотен тысяч граждан, отказывающихся использовать электронные способы учета.

 

4. Конституционная обязанность органов власти по обеспечению и защите права коренных малочисленных народов превращена в платную услугу

Коренные малочисленные народы во всем мире выделяются в группу людей, права которых на сохранение традиционного образа жизни, обычаев, традиций и культуры подлежат особой защите. Конвенция Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, 1989 (№169) в наиболее полной форме защищает права коренных народов на землю и природные ресурсы. Конвенция подписана Российской Федерацией. В настоящее время идет процесс подготовки к ее ратификации. В российском законодательстве права коренных народов гарантируются Конституцией РФ. Статья 69 гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и договорами Российской Федерации. 72 статья Конституции, определяющая полномочия органов власти Российской Федерации и субъектов РФ, закрепляет в качестве самостоятельного полномочия защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. В соответствии с Конституцией защита прав коренных народов находится в совместном ведении Правительства РФ и органов власти субъекта РФ. В соответствии со статьей 71 регулирование и защита прав национальных меньшинств относятся и к полномочиям Российской Федерации. Охота, рыболовство, лесные промыслы составляют систему жизнеобеспечения этих людей. Большинство общин не имеет никаких доходов и ведет деятельность только в целях обеспечения своих семей. Наличие в основном документе Российской Федерации положений об обязанности обеспечения и защиты для коренных народов жизненно необходимы. Законопроект сводит на нет все конституционные гарантии прав этой наименее защищенной категории населения. Ликвидация гарантий государственной защиты и установление платы за выполнение властью конституционных обязанностей является условиями осуществления геноцида коренных малочисленных народов России.

 

5. Без ведома граждан создается правовая база для  существования в Российской Федерации неконституционного органа государственной власти электронного правительства, которому передаются конституционные полномочия в важнейших для граждан сферах жизни и деятельности.

Предлагаемый законопроект без участия и учета мнения граждан Российской Федерации кардинальным образом изменяет концепцию регулирования правоотношений в сфере государственного устройства и управлении.

Согласно «Плану действий по построению глобального информационного общества», принятому на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам глобального информационного общества в Женеве, в каждой стране мира создается электронное правительство, построенное по единым международным стандартам на единой информационной и программной платформе. Со временем электронные правительства отдельных стран окончательно сольются в единую всемирную систему. Тогда окончательно потеряют смысл понятие «государственный суверенитет» и «национальная безопасность».

Электронному правительству необходимо электронное население. Таким образом в корне изменяются формы отношений в обществе. «Законы» пишутся не для людей, а для компьютеров. Человеку уготована роль управляемого придатка автоматически действующей компьютерной системы. Иначе говоря, не технические системы подчиняются людям, а люди должны будут подчиняться техническим системам и их хозяевам. Изначально установлено международными соглашениями (Окинава – 2000, Женева – 2003, Тунис – 2005), что электронное население будет контактировать с электронным правительством посредством управляющих информационно-коммуникационных сетей и технологий. В таком случае люди рассматриваются в качестве элементов (узлов) компьютерной системы, каждый из которых однозначно обозначен своим уникальным в мире идентификационным номером (личным кодом). Несомненно, что электронное правительство с его федеральными управляющим, информационным и дру­гими центрами, подконтрольное наднациональным структурам, фактически будет обладать абсолютной властью над электронным населением. В любой момент можно будет заблокировать любой неугодный системе «узел».

По сути – это построение невиданной в истории человечества всемирной сверхтоталитарной технотронной диктатуры, при которой законы управления кибернетическими системами грубо переносятся на человеческое общество, а высокие информационные технологии используются в политических целях. При этом все свободные граждане становятся объектами жесткого управления и фактически приравниваются к вещам и товарам.

Не случайно в «Концепции формирования информационного общества в России» от 28 мая 1999 года №32 заявлено: «В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, и неизбежно вхождение нашей страны в миpoвoe информационное сообщество».

Сразу же возникают естественные вопросы: Кем это осознано и почему так неизбежно?

Уже через несколько абзацев авторы вновь разоблачают сами себя: «На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом предпола­гается, что значительные финансовые ресурсы будут по­ступать от населения в виде оплаты предоставляемых ин­формационных и коммуникационных услуг...»

А вот строки из Послания президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года: «Россия ... призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре ... в следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в такой электронной форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг. Вот в чем цель.

В пилотном режиме начнется внедрение социальных карт граждан, обеспечивающих получение государственных услуг и облегчающих участие в программах медицинского и социального страхования. В дальнейшем возможно их совмещение с электронными картами, открывающими доступ к банковским продуктам, включая проведение и обязательных, и добровольных платежей гражданами».

 

Заключение

Концепция проекта Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных муниципальных функций» противоречит основополагающим положениям Конституции РФ.

Положения законопроекта нарушают конституционные права граждан, извращают конституционные понятия о полномочиях органов государственной власти.

Понятия и принципы гражданского права, регулирующего имущественные отношения, автоматически перенесены в законопроект, предметом которого является регулирование правоотношений в сфере государственного устройства, управления и механизмов обеспечения конституционных прав граждан.

 

Проект Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных муниципальных функций» подлежит отклонению. Необходимо всенародное обсуждение данного законопроекта.

 

 

Международное общественное движение

«За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов»

 

Союз православных юристов

 

Союз «Христианское Возрождение»

 

Общественное движение «За Русь Святую, за будущее детей»

 

Гражданское движение «Земля России – достояние народа»

 

Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «ЛЬЫОРАВЭТЛЬАН»

 

Ассоциация общественных и общественно-политических организаций

 «Антиглобалистское сопротивление»