Подмена свободы насилием

 “Когда произойдет подмена свободы наси -
лием
, а равенства – уравниловкой, тогда

право умрет как феномен цивилизации
и культуры”

Из доклада кандидата юридических
наук Васина Д.Ф. на конференции
“Духовные и социальные проблемы
глобализации” 3-4 мая 2001, СПб

Среди законопроектов, назначенных к первоочередному рассмотрению депутатами Государственной Думы Российской в период весенней сессии 2002 года необходимо выделить ряд законопроектов, в случае принятия которых даже в первом чтении начнется этап насильственного включения России в глобальное информационное общество.

Итак, уже в феврале и марте депутатам предстоит рассмотреть законопроект “Об информации персонального характера”, “О внесении изменений и дополнений в статьи 19, 23, 44, 45, 52, 53, 54, 55, 57, 58 и 60 части первой Налогового кодекса РФ ( в части уточнения понятий “налогоплательщик” и “плательщик сбора” …)”, “О трансформации денежной системы РФ”, “Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ”, “Об электронно-цифровой подписи” и “Электронной торговле” - во втором чтении, “Об электронном документе”, “ О предоставлении электронных финансовых услуг”.

Хотя эти законопроекты призваны регулировать правоотношения в разных сферах общественной деятельности, однако они связаны одной целью: реализовать федеральную целевую программу “Электронная Россия”, иными словами, сформировать информационное общество в России под управлением “электронного правительства”.

Самое важное в происходящем на наш взгляд то, что альтернативы общественному устройству, порождаемому подобными законопроектами, не будет.

Законопроект “Об информации персонального характера” является неконституционным в полном объеме. В частности, в соответствии с законопроектом предполагается узаконить на федеральном уровне цифровой идентификатор (нам он уже знаком в качестве ИНН, страхового номера, личного кода) как средство идентификации личности; осуществлять сбор информации персонального характера, к которой относятся : биографические, опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном, финансовом положении, состоянии здоровья и пр. с недвусмысленного согласия личности, а также концентрацию этой информации у нового органа государственной власти - Уполномоченного органа государственной власти по персональным данным. В случае принятия данного законопроекта уже не будет препятствий для функционирования автоматизированных информационных систем, построенных на ИНН, личном коде, страховом номере, персональном идентификационном коде, заменяющих имя каждого человека.

Законопроект “О внесении изменений и дополнений в статьи 19, 23, 44, 52, 53, 54, 55, 57, 58 и 60 части первой Налогового кодекса РФ” предполагает включение в Налоговый кодекс неконституционной нормы, полностью изменяющей понятие “налогоплательщик”. В нарушение смысла статьи 57 Конституции РФ налогоплательщиком становится не лицо, на которое возложена обязанность платить установленные законом налоги, а лицо, подлежащее постановке на налоговый учет. В то же время в соответствии со статьей 83 НК РФ постановке на учет подлежат налогоплательщики. В случае принятия данного законопроекта будет невозможно определить, кто же является налогоплательщиком. А так как в соответствии с подзаконными актами МНС РФ постановке на учет в налоговом органе подлежат все люди с момента рождения, то в случае принятия данного законопроекта будут созданы условия на уровне федерального закона для продолжения действия незаконных актов МНС РФ, касающихся порядка присвоения и применения ИНН. Иными словами, в Налоговом кодексе появиться еще одна неконституционная норма.

Законопроектом “О трансформации денежной системы РФ” предусматривается “с целью приспособления денежной системы России к новейшим тенденциям в мировом финансовом развитии” трансформировать денежную систему в безналичную путем вывода наличных денег из состава государственных денег. Причем для совершения расчетных операции каждый гражданин обязан будет зарегистрироваться в Сбербанке и проставить номер счета в паспорте.

В законопроект “ Об электронно-цифровой подписи” несмотря на обращения граждан так и не вошел механизм подтверждения факта использования электронно-цифровой подписи надлежащим лицом. Данное требование изложено в статье 434 ГК РФ. В соответствии с этим законопроектом для установления подлинности электронно-цифровой подписи достаточно лишь установление принадлежности ЭЦП надлежащему лицу , что с очевидностью создает предпосылки для отторжения подписи от ее владельца и безнаказанного использования подписи ненадлежащими лицами, в частности самостоятельно действующей информационной системой, которая вводится в перечень лиц – участников гражданско-правовых отношений. Законопроекты “Об электронном документе”, “О предоставлении электронных финансовых услуг”, “Об электронной торговле” содержат отсылочные статьи о правовом статусе используемой в соответствующих документах электронно-цифровой подписи к понятию, данному в законопроекте “Об электронно-цифровой подписи”.

Также вызывает удивление отсутствие в перечне законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению законопроекта, внесенного депутатом Грешневиковым А.Н., который разрешает социально-правовые проблемы присвоения ИНН физическим лицам. В соответствии с данным законопроектом ИНН не обязателен для всех физических лиц и делает возможным постановку на учет в налоговом органе физического лица налогоплательщика и религиозной организации без присвоения ИНН.

Особое безпокойство вызывает возможность принятия законопроекта “Об основных документах, удостоверяющих личность граждан РФ” без правил о человекочитаемости всех записей в паспорте и о номере бланка паспорта. Данный законопроект вообще не содержит нормы о номере бланка паспорта. Такое содержание законопроекта создает предпосылки для внесения в бланк паспорта не номера документа, а персонального номера личности, как это уже сделано со страховым свидетельством лица, застрахованного в ПФР РФ, а также для превращения паспорта в электронный документ, позволяющий идентифицировать человека по цифровому идентификатору и являющийся носителем неограниченного объема информации персонального характера о человеке без его согласия.

Учитывая, что зачастую Государственная Дума “выполняет указания Правительства”, о чем все чаще заявляют сами депутаты в СМИ, не исключено принятие этих законопроектов. Конечно, со временем они будут обжалованы в Конституционный суд. Но сегодня, по нашему мнению, каждый гражданин, которому не безразлично, какие законы регулируют его взаимоотношения с обществом, необходимо обратиться к председателю Государственной Думы и к депутатам с требованиями не принимать неконституционный законопроект “Об информации персонального характера”, о недопустимости неконституционного изменения понятия “налогоплательщик”, о внесении дополнений в законопроект “Об основных документах, удостоверяющих личность граждан РФ”, не допускающих включение в перечень данных паспорта идентификационного номера и записей, которые невозможно прочитать без применения дополнительных технических средств и знаний.

И, может быть, мнение избирателей поможет народным избранникам правильно оценить последствия принятия неконституционных законопроектов.

Пугачева А.В.