В
преддверии Светлого Христова Воскресения Предстоятель Русской
Православной Церкви ответил на вопросы корреспондентов «Российской
газеты». Первая часть интервью Его Святейшества опубликована в №4646 от
24 апреля 2008 года.
Церковь в Отечестве и в мире
- Ваше Святейшество, накануне Пасхи мы не только
готовимся к этому главному для православных христиан празднику, но и
подводим итоги прошедшего Великого поста, да и всего времени, прожитого
нами до нынешнего Воскресения Христова. Последний год был отмечен
историческими событиями в жизни Церкви - был подписан Акт о
каноническом общении в Поместной Русской Православной Церкви.
Высказывались опасения, что последует раскол в Зарубежной Церкви, что
паства не поддержит решение иерархов. Какова истинная картина этого
события? Что можно сказать о роли в этом процессе владыки Лавра, с
которым мы недавно простились?
- Подписание Акта о каноническом общении стало результатом
возникшего между Церковью в Отечестве и русским церковным рассеянием
взаимопонимания и желания идти путем служения Богу вместе. Своими
подписями мы с новопреставленным митрополитом Лавром скрепили возникшее
в наших сердцах и в сердцах нашей паствы единство. Это единство, как вы
знаете, сразу же после торжественной церемонии подписания Акта скрепил
и Сам Господь, Телу и Крови Которого мы впервые за многие десятилетия
причастились вместе за праздничной литургией в присутствии тысяч
жаждущих воссоединения православных верующих.
Роль почившего митрополита Лавра невозможно недооценить. Верные чада
Русской Православной Церкви всегда будут помнить о нем как о ревностном
архипастыре, выполнившем уготованное ему Промыслом Божиим
предназначение. Кто, как не он, сплотил своим молитвенным
предстоятельством зарубежную паству? Кто, как не он, позволил ей
возрадоваться о выстраданном несколькими поколениями русских эмигрантов
воссоединении с Церковью в Отечестве?
- Православие - не собственно российское явление, сейчас как
раз по российскому телевидению идет киноцикл "Планета Православия",
напоминающий об этом, а для многих и открывающий истинный масштаб и
великое разнообразие Вселенского Православия - есть православные
японцы, православные арабы, православные американцы. Какие главные
события происходят сегодня на этой "планете", каковы надежды, проблемы,
вызовы в нынешнем православном мире?
- Православный мир - это пятнадцать братских Поместных Православных
Церквей, которые состоят в общении друг с другом и в совокупности
являют собой Единую Соборную и Апостольскую Православную Церковь.
Сохранение православного единства остается важнейшей задачей, особенно
актуальной для нашего времени. Ведь не секрет, что бушующие в мире
политические бури нередко проникают и в церковную ограду, провоцируя
недоумения и разделения между братскими Церквами и народами. Между тем
только вместе мы можем действенно свидетельствовать современному
человечеству о непреходящих духовных и нравственных ценностях
Православия.
Модуль веры
- Одна из самых горячих общественных полемик в нашем обществе,
продолжающихся уже много лет, связана с преподаванием "Основ
православной культуры". Изобретаются все новые варианты противодействия
этой идее или подмены этого предмета. Кто и почему сопротивляется? И
какова сегодня позиция Церкви на этот счет?
- Образование - это сфера совместных трудов государства и общества.
Государство не может не учитывать требований к образованию,
предъявляемых семьей, религиозными и национальными общинами, нашим
народом в целом. Поэтому можно только приветствовать широкую дискуссию
о формах присутствия знаний о религии в общедоступной школе. И сегодня
есть основания говорить об определенных положительных итогах этой
дискуссии. Позиция Церкви, которая говорит о необходимости воссоединить
образование и воспитание, была поддержана значительной частью нашего
народа, многими в органах законодательной и исполнительной власти.
Свидетельством этому являются принятые в декабре прошлого года поправки
в Закон «Об образовании», в котором впервые в качестве важнейшей цели
образования обозначено «формирование духовно-нравственной личности».
Мы достигнем этой цели, если в школе будет вестись преподавание
учебных курсов духовно-нравственного содержания, в том числе курсов по
истории и культуре религий, которые исповедуют сами школьники и их
родители. Специалистами Российской академии образования, Федерального
института развития образования, а также учреждениями Русской
Православной Церкви разработана концепция включения в новое поколение
государственных стандартов учебного предмета «Основы православной
культуры», который должен стать составной частью новой образовательной
области учебного плана «Духовно-нравственная культура».
Данная образовательная область будет иметь несколько модулей. Это
основы традиционных для России религиозных культур и курс нерелигиозной
этики. Учащиеся и их родители смогут самостоятельно выбирать тот или
иной предмет в соответствии со своим мировоззрением. Уважение свободы
выбора и вариативность курсов позволит не допустить дискриминации
учащихся по мировоззренческому признаку. На наш взгляд, только такой
широкий подход может сохранить принцип светскости образования и
одновременно соблюсти свободу совести в школе. Как ни странно, именно
этот подход не всеми приветствуется. Противники модульности предметов
высказывают опасение, что дифференцированное преподавание
духовно-нравственных дисциплин может привести к разделению учеников по
религиозному признаку. Я не согласен с этой точкой зрения. Напротив,
именно углубленное изучение собственной духовной традиции является
условием успешного формирования целостной личности, способной
полноценно участвовать в межкультурном диалоге, столь востребованном
сегодня.
Идея единого для всех школьников учебного курса об истории религий
неприемлема по ряду причин. Такой курс не может быть основан на
духовно-нравственной культуре ни одной из традиционных религий, в том
числе и Православия, так как может вызвать непонимание у лиц,
принадлежащих к другим религиям, и стать основанием для
подозрительности и напряженности. Нам предлагают общий курс, который
оценивал бы все религии с позиции «объективизма», а на самом деле
секулярного агностицизма, который мировоззренчески неприемлем для
верующего человека. Ясно, что такой курс в лучшем случае может стать
просто энциклопедией о религиях, но он не сможет послужить духовному и
нравственному воспитанию школьников. Более того, его введение будет
означать отказ от свободы в мировоззренческой области, так как все
будут вынуждены изучать "единственно правильный" подход к религии.
- В последние годы в мире участились всевозможные
антирелигиозные провокации - на выставках, в фильмах, кощунственных
акциях, книгах. Что стоит за ними? Надо ли различным религиозным
конфессиям объединять свои усилия в противодействии этим атакам?
- Думаю, по-настоящему религиозный человек не будет оскорблять
ценности других людей. Конечно, те, кто это себе позволяет, нуждаются в
жалости, ибо это очень душевно бедные и неспокойные люди. Но в то же
время оскорбительные выпады должны пресекаться. Зло, в отличие от
добра, агрессивно и стремится утвердиться с помощью насилия, попрания
богоданной свободы, попыток разрушить любовь к Богу и ближним. Для
противостояния злу должны объединиться все люди доброй воли. «Ибо кто
не против вас, тот за вас», - говорит Христос Спаситель (Мк. 9. 40).
Такое соединение усилий не влечет объединения вер, оно лишь усиливает
наш голос. Кроме того, соприкасаясь с иными религиями и конфессиями, мы
свидетельствуем миру о святом Православии, подавая пример деятельной
веры.
- Клуб православных журналистов выступил с идеей создания
Общественного совета на телевидении. Реальна ли такая идея, будет ли от
нее толк? Что, на ваш взгляд, сегодня представляет собой телевидение в
России?
- Создание Общественного совета по нравственности - идея здравая.
Ведь большинство общества, включая политиков, педагогов, людей
творчества, самих журналистов, говорят о том, что разрушительный
аморализм и бездумная развлекательность, которые господствуют на
телевидении, не устраивают никого и вредят всем. Телевидение само по
себе - лишь инструмент, огромные возможности которого могут быть
направлены как на созидание здорового и гармоничного общества, так и на
пропаганду культа наживы, циничного отношения к окружающим,
всевозможных пороков, которые делают человека больным, слабым и
несчастным. Чтобы наши сограждане смогли влиять на политику
телеканалов, смогли решать, что будут смотреть их дети, и нужен
Общественный совет.
Иностранные радости
- В последнее время появляются новые светские празднества,
заимствованные из религиозных традиций, часто неправославных -
например, день святого Валентина или день святого Патрика. Стоит ли
вытеснять их соответствующими православными, например, днем памяти
святых Петра и Февронии?
- Наше общество стало открытым для внешнего мира. Одновременно
произошла утрата прежних идеалов и символов, а возрождение многовековых
религиозных и культурных традиций только набирает силу. Именно в этот
момент и стали популярными иностранные праздники. Но давайте зададимся
вопросом: почему они нашли отклик, особенно у молодежи? Разве молодых
людей привлекает религиозный смысл дней святого Валентина и святого
Патрика? Очевидно, что нет. Если в первом случае притягательным
является покровительство любви, то во втором - покровительство радости
и веселью. Для меня это все - сигналы глубокого желания молодежи
утвердить в жизни любовь и радость. Но разве в истории нашего народа
нет образов, которые помогут обрести эти прекрасные и высокие чувства?
Мне обидно, что мы не ценим собственный опыт и подчас заранее
отказываемся от него в пользу иностранных традиций. Поступая так, мы
обедняем и общечеловеческое наследие, лишая его наших сокровищ.
Убежден, что наш народ может черпать нравственные силы из опыта
своих отцов и дедов. Так, святые благоверные Петр и Феврония в своей
жизни явили образец истинной любви, которую ищут как верующие люди, так
и люди нерелигиозные. Сердцем каждый понимает, что для полноценной и
гармоничной жизни нужна не страстная и эгоистичная любовь, а любовь
жертвенная и верная. И об этом должны говорить наши праздники, наша
школа, детские и молодежные телепрограммы, вся наша культура.
- Что теперь можно выделить из задач на будущее как приоритет?
- Сделать нужно еще очень много. Задача Церкви - вести людей
ко Христу. Что мешает на этом пути? Грех, который удаляет от Бога,
лишает человека счастья, обрекает на страдания и в конечном счете на
смерть. Мы грешим всякий раз, когда попираем заповедь о любви к Богу и
ближнему - самую главную и самую трудную. Как любящая мать Церковь
открывает свои объятия всем чадам Божиим. И главное для нее -
просветить человека, наполнить его внутренний мир верой, добром,
истиной. Для этого нам, пастырям, нужно постоянно идти к людям. Идти
через слово, через общение, через пример добрых дел. Наша
первоочередная забота - о тех, кто больше всего в ней нуждается: о
детях, молодежи и людях старшего возраста. В здоровом обществе не
должно быть несчастных детей и брошенных стариков.