Обращение Священного Синода
Священным
Синодом Русской Православной Церкви было направлено Обращение к органам
власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии. Причиной
принятия обращения стали возникшие среди части верующих опасения,
связанные с электронной идентификацией граждан, созданием и
объединением электронных баз личных данных, а также начавшейся или
планируемой в некоторых странах выдачей новых удостоверений личности,
которые содержат электронную информацию о природных свойствах
человеческого тела — биометрические данные.
Сознавая
необходимость заботы об общественной и государственной безопасности,
борьбы с преступностью и особенно терроризмом, Священный Синод с
пониманием относится к заботе власть предержащих о должной организации
учета населения, полагая, что нет ничего греховного в самом факте учета
граждан государством. Испокон веков взаимоотношения между людьми и
народами начинались с решения вопроса, заданного Иисусом Навином
архистратигу Михаилу у Иерихона: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?»
(Нав. 5, 13). Одно из первых в истории мероприятий по исчислению народа
было совершено по прямому Божию повелению: «Исчислите все общество
сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен» (Чис. 1,
2). Божия Матерь и святой праведный Иосиф подчинились законному
требованию власти и приняли участие в переписи населения Римской
империи в Вифлееме.
Нет ничего греховного
и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности
человека и общества последних технических достижений, в том числе
электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так,
описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях
безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи
не несет в себе ничего принципиально нового.
Однако, вместе с
рядом технических преимуществ, создание и объединение массивов личной
информации, а также развитие электронных средств опознания личности
таит в себе немало опасностей. Возрастает зависимость человека от
неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или
вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность
централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их
убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает
возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его
мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого
отношения к человеку на основании его религиозных, политических или
иных взглядов.
Данная опасность
приобретает весьма реальные очертания в момент, когда в национальном и
международном праве закрепляются идеи нравственного и
мировоззренческого релятивизма.
Для православных
христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по
масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне
дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим
священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог
с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ
о ходе и результатах такого диалога.
Во многих вопросах
власти уже пошли навстречу пожеланиям верующих. Весьма важно, чтобы и
впредь все предпринимаемые в этой деликатной сфере меры проводились
гласно, под строгим общественным контролем. Обратившись к властям
стран, в которых преимущественно проживает паства Русской Православной
Церкви, Священный Синод выразил ряд пожеланий, удовлетворение которых
могло бы снять имеющуюся озабоченность и не подвергать испытаниям
традиционную для православных христиан лояльность по отношению к
гражданским установлениям.
В частности, отмечена
опасность сбора и хранения данных о частной жизни людей, особенно об их
религиозном и политическом выборе, здоровье, круге общения,
путешествиях и тому подобном.
Видится неоправданным дистанционное опознание человека без его ведома, особенно в местах, где он не обязан представляться.
Каждый человек должен
знать, какая именно информация о нем содержится в «электронном досье»,
и иметь возможность исключать из него сведения, потерявшие
актуальность. Перечень собираемых и хранимых данных, по мнению Церкви,
следовало бы ясно определить и сделать общеизвестным.
Представляется
важным, чтобы разработка электронных систем идентификации и учета
граждан велась гласно, под общественным контролем, с четким объяснением
ее мотивировки, а также с раскрытием значения используемых символов.
Видится необходимым
ясно и исчерпывающе определить список инстанций, имеющих доступ к базам
данных, а также принять меры к защите персональной информации, усилив
ответственность за ее незаконное использование.
Средства опознания
человека не должны вредить его здоровью, унижать его честь и
достоинство. Видятся неприемлемыми такие разновидности подобных
средств, которые были бы неотделимы от человеческого тела.
Нельзя в системах
учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться
вместо имени. Подобно номеру паспорта, учетные номера могут относиться
не к личности, а к документу или к записи в базе данных.
Наконец — и это
главное, — недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся
от участия в новой индентификационной системе, были оттеснены на
обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации
при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. Для
таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая
полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и
свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм
идентификации личности.
Православные
христиане призываются помнить, что принятие или непринятие новых
документов, в том числе содержащих электронную информацию о природных
свойствах человеческого тела, не должно быть поводом для осуждения
одних христиан другими, для сеяния смуты и раскола в Церкви.
Тысячелетний опыт
жизни во Христе свидетельствует, что Господь оберегает внутреннюю
свободу христианина, в каких бы условиях тот ни находился, ибо «Господь
есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).
17 октября 2005 г.
|