ПЕРВЫЙ ЭТАП НАНЕСЕНИЯ НАЧЕРТАНИЯ: ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ
МЕТКА НА ЛИЦЕ, КАК БИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАРАМЕТР
Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной информационной распределенной системы общественного управления.
Электронное правительство - информационно- управляющая интегрированная информационная система в масштабе государства.
Требования к информационной системе « Электронное правительство» фиксируются в системном проекте.
Системный проект «Электронное правительство» позволяет увидеть будущую систему ещё до того, как она будет окончательно реализована физически.
Касательно идентификации людей в управляемом этой системой обществе: системный проект «Электронное правительство» позволяет увидеть будущее этой идентификации.
В версии системного проекта «Электронное правительство» 2010 года (читать) касательно идентификация мы читаем: «Действующее законодательство регламентирует вопросы идентификации и аутентификации участников электронного взаимодействия исключительно в контексте использования электронной цифровой подписи… Вместе с тем, на практике существует потребность осуществлять идентификацию пользователей и приложений в значительно более широком потребительском спектре. ..
…В зависимости от используемых технологий и поддерживаемых функций универсальная электронная карта может выполнять роль универсального или ограниченного удостоверения личности.» То есть, по модели системного проекта 2010 года носителем идентификатора и ключом к системе расчетов была заявлена универсальная электронная карта.
В новой редакции системного проекта «Электронное правительство 2020» (версия 12 октября 2016 года) (читать) в разделе «Основные мероприятия для реализации выбранного сценария развития электронного правительства» в пункте 4.5. « Развитие Единой системы идентификации и аутентификации» мы читаем следующее: «Для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме необходимо установить личность (идентифицировать) пользователей (физические и юридические лица) и предоставить им санкционированный доступ к услугам, обеспечив проверку путем аутентификации, а также проверить имеют ли они разрешения (права) на выполнение определённых действий/операций, выполнив авторизацию указанных пользователей.
Основным способом он-лайн идентификации и аутентификации является применение пользователем простой электронной подписи, ключом которой является логин-пароль от учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации .
В целях повышения удобства и безопасности использования единой системы идентификации и аутентификации всеми категориями пользователей необходимо реализовать ряд мероприятий…
Для обеспечения возможности получения доступа пользователей к услугам без необходимости ручного ввода логина и пароля, для исключения вероятности потери, кражи, подделки и передачи пароля третьим лицам, а также для поэтапного замещения (а в перспективе полного избавления) физических носителей идентификационной информации, необходимо реализовать доступ в ЕСИА с применением технических средств устной (голосовой) и/или биометрической идентификации и аутентификации.»
Сейчас в единой системе идентификации и аутентификации ( составная часть интегрированной информационной системы «Электронное правительство») уже содержатся паспортные данные человека, СНИЛС, ИНН, номер телефона и фото (прим. что уже означает согласие на обработку биометрических данных).
Из пояснений газете «Известия» министра информационных технологий Никифорова
(читать) следует, что для повышения надежности и безопасности электронной удаленной идентификации необходимо дополнить идентификацию на портале госуслуг биометрией . И, поскольку, в РФ нет национальных электронных карт, главной задачей биометрической платформы, по словам Николая Никифорова, является : «… дать возможность пользователям без предъявления паспорта совершать юридически значимые операции … . Платформа может заменить паспорт при идентификации человека — где угодно, например, на выборах… Минкомсвязи готовит постановление правительства, которое сделает возможным использование биометрических данных для идентификации…»
Затем в ГД РФ был подан проект закона № 157752-7 24 апреля 2017 года (читать) , а также опубликован для общественного обсуждения проект постановления правительства (читать). Оба проекта говорят об удаленной идентификации клиентов банков в соответствии с которым планируется провести пилотный проект по идентификации банками клиентов-физлиц с использованием единой системы идентификации и аутентификации. В проектах предусмотрено, что после однократной полной идентификации гражданин сможет получить универсальный логин и пароль, который будет работать во всех кредитных организациях для первичной идентификации нового клиента. При этом, ни в законопроекте, ни в проекте постановления правительства не говорится о том, как будет производится ввод пароля и логина без ручного ввода или без физического носителя идентификационной информации.
Исходя из того, что информационные системы , разновидностью коих является и электронное правительство, работают только с поименованными субъектами, а также из того, что никаких новых технологий, соответствующих плану избавления от носителей идентификационных признаков при удаленной идентификации, не обнародовано ни в РФ, ни в других странах, очевидно, что нанесение начертания членам электронно управляемого общества является этапом развития информационной системы «Электронное правительство». Проекты нормативных актов , в свою очередь, указывают на какую-то окончательную идентификацию по паспорту и , выдачу пароля и логина для ввода в систему перед аутентификацией, но не содержат описания ввода пароля и логина без физических носителей идентификационной информации или ручного ввода. Налицо создание ситуации, когда все должны будут догадываться о чем идет речь, но могли бы успокаивать себя тем, что происходящее совсем не то, чем является на самом деле.
В связи с заявленной Министерством информационных технологий системной задачей полного избавления от материальных носителей идентификационной информации и разъяснениями министра, можно сказать, что единую система идентификации и аутентификации готовят к работе в автоматическом режиме, а человек становится аналогом машиночитаемого документа для системы автоматической идентификации и сбора данных.
Это дает право применить к человеку, как аналогу машиночитаемого документа, принципы базовости и факультативности, которые заложенные в DOC9303 ИКАО () : базовым является машиночитаемый документ ( а теперь человек) со статической записью, факультативным – безконтактный электронный носитель идентификационной биомтетрической идентификации . Иными словами, на человека (как на аналог машиночитаемого документа) , скорее всего на лицо (как приоритетный биометрический параметр), должна быть нанесена неизменяемая машиносчитываемая запись, а в качестве факультативного средства будет применяться имплантируемый в тело электронный носитель идентификационных данных. Неизменяемая машиночитаемая запись идентификатора на лице будет также в дальнейшем гарантировать, что данные электронного носителя – имплантанта, не изменены.
Идентификатор ( личный код) будет мгновенно нанесен на лицо как биометрический параметр, с применением технологии нанесения метки лазером, существующей с 1974 года, и будет использоваться системой автоматической идентификации и сбора данных для поименования единицы учета и запуска процедуры аутентификации в информационной системе электронного управления обществом «Электронное правительство». В процессе проведения пилотного проекта для нанесения нужно будет один раз предстать перед специальным оборудованием при окончательной идентификации по паспорту, которым собираются оснастить банки и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, которые в соответствии с законопроектом должны будут передавать информацию об окончательной идентификации ( читай - совершённом нанесении ) в единую систему идентификации . А затем, оборудование для нанесения и считывания метки и последующей биометрической аутентификации может появиться повсюду: в магазинах, транспорте и т.д. и т.п.
Наличие паспорта РФ будет означать согласие на осуществленное нанесение по умолчанию. Очень большое количество людей давно предоставило согласие на обработку биометрических данных и нанесение личного кода на тело, получив паспорт РФ. Поэтому, имеются все условия для очень быстрого нанесения начертания большей части населения, пока никто ничего не докажет и не разберется «как следует» в происходящем. Пока будут кипеть страсти о том, есть ли вина в полученном начертании или нет , система управления подойдет и к имплантации радиочастотных меток.
Пугачева А.В.
Технология нанесения лазером идентификационной метки на тело человека