Радиокомпания "Маяк"
О компании Прямой эфир Рекламная служба Обратная связь Карта сайта

поиск: 
рассылка: 
Прямой эфир: Маяк

Новости
Культура
Музыка
Досуг
Спорт


Программы
Частоты вещания
гости эфира
Хит-парад
Опросы
Форум


Интервью
Интервью первого заместителя министра иностранных дел России Элеоноры Митрофановой
О проблемах, возникающих из-за нестабильности общества, - эксперты Б.Кагарлицкий (на фото) и А.Тарасов

Голосование
Соответствует ли интересам России вступление в ВТО - Всемирную торговую организацию?

Да
Нет
Затрудняюсь ответить
результаты





www.radar.ru
SpyLOG
HotLog

Rambler's Top100 Service
пЕИРХМЦ@Mail.ru
Митрополит Кирилл
Митрополит Кирилл
Навстречу Рождеству
2002/05/01 | 15:34   Юлий Семенов (политический обозреватель)

Прослушать запись

Близится Рождество. И в преддверии этого светлого праздника в эфире "Маяка" - митрополит Смоленский и Калининградский, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Кирилл.

- Ваше Высокопреосвященство, позвольте вас приветствовать в наших пределах, поздравить с наступившим Новым годом и пригласить к диалогу со слушателями.

КИРИЛЛ: Благодарю вас, Юлий Александрович. Взаимно вас приветствую, поздравляю с Новым годом и с преддверием Рождества Христова.

- Эту программу мы готовили совместно с радиостанцией "Радонеж". И в студии ее представляет мой коллега Евгений Никифоров. Приветствую вас.



НИКИФОРОВ: Добрый день, дорогие слушатели.

- Наверное, все-таки надо начать с того, что помогло нам вас пригласить сюда, - с грядущего праздника великого Рождества. Празднику уже 2000 лет, и, конечно, хотелось бы, чтобы вы хотя бы коротко сказали о том, что вкладывается в это событие, и чем обогатилась эта великая православная традиция?

НИКИФОРОВ: Мне хотелось бы поддержать Юлия в этом вопросе, и попросить вас, Владыка, подробнее рассказать о нравственном смысле этого праздника. Дело в том, что буквально сегодня утром по первому каналу телевидения шла ваша программа "Слово пастыря", - ваша знаменитая программа, и вас очень многие знают именно по этой программе. Вы подробно рассказывали там о самом празднуемом событии. В нынешнем мире, кажется, все нравственные ориентиры утрачиваются, и праздник, особенно иногда на Западе, превращается в "праздник гуся", - говорят, просто праздник рождественского гуся, повод для некоего разгула. Что значит для нас сегодня Рождество Христово?

КИРИЛЛ: Спасибо вам за этот вопрос, он очень, я думаю, своевременен. У каждого праздника есть две стороны. Во-первых, праздник устанавливается в честь какого-то события, - это относится и к гражданским праздникам, не только к церковным. Церковные праздники устанавливаются в честь евангельских, библейских событий. В праздник Рождества, как известно, мы празднуем воспоминания о рождении Господа Иисуса Христа. Есть эта существенная сторона праздника. Но ведь праздник - это всегда радость, это всегда традиции, это фольклор, если хотите, это просто человеческая жизнь. Очень важно, чтобы в церковных праздниках эти две составляющие гармонично сочетались, чтобы одна не вытесняла другую.
Вот то, что вы сказали, Евгений Константинович, относительно "праздника гуся", - а некоторые говорят, что это уже теперь и вообще "праздник супермаркета", - это действительно очень плохо. Потому что, к сожалению, в западных странах Рождество превращается в большой-большой базар, который живет по своим коммерческим законам, - устраиваются специальные скидки, людей приглашают в магазины. Причем праздник начинается с 1 декабря, да? Как раз по западному календарю именно с этого времени начинаются так называемые адвенты - воскресенья, предшествующие празднику Рождества, - которые были установлены для того, чтобы человек религиозно, духовно и нравственно себя подготовил к встрече праздника. А теперь все стало как бы иначе, все приобрело другой характер. И, к сожалению, действительно эта внешняя составляющая вытесняет духовное, религиозное начало.
Я думаю, очень важно, чтобы присутствовало и одно, и другое. Как человек состоит из души и тела, так и праздник религиозный должен нести в себе религиозное, духовное содержание, и этим содержанием обогащать людей и давать повод для человеческой радости.

- Вы знаете, целая группа вопросов вызвана размещением в календаре Нового года по старому и по новому стилю и праздника Рождества. И мы записали звонок слушательницы, как раз с этим связанный. Прошу.

СЛУШАТЕЛЬ: Уважаемый митрополит Кирилл, к вам обращается жительница города Ставрополя Татьяна. Хотелось бы спросить у вас, почему христианская вера отмечает Рождество после Нового года, хотя наши предки всегда праздновали Рождество раньше, чем Новый год? Потому что это было связано с постом. Если не трудно, ответьте, пожалуйста. Заранее благодарна.

- И, вы знаете, было несколько вопросов в Интернете, - мы тоже принимали эти вопросы, они все на эту тему, я коротко их обозначу. Татьяна: "Владыка, греховно ли для православного христианина отмечать праздник Нового года?" Даже так ставится вопрос; конечно, имеется в виду, по новому стилю.

НИКИФОРОВ: А наш другой слушатель спрашивает: "Как вы, Владыка, лично отмечали Новый год?"

- И, наконец, еще один вопрос Екатерины Михайловны. Спрашивается: не собирается ли Российская православная церковь перейти на григорианский календарь?

КИРИЛЛ: Да, действительно, празднование Рождества Христова - это как бы еще и вопрос календаря. Известно, что западные христиане празднуют Рождество - и не только Рождество, но и все праздники - по так называемому григорианскому календарю, то есть, по "новому стилю". А Русская православная церковь и целый ряд других православных церквей сохраняют юлианский календарь. Разница между календарями составляет 13 дней. Вот и получается, что наше 25 декабря, - потому что и мы празднуем Рождество 25 декабря, только по старому стилю, - попадает на 7 января по новому стилю. Поэтому для нас Новый год (когда я говорю "для нас", я имею в виду церковный порядок и церковное время), для нас Новый год будет Новым годом с 13 на 14 января.

- Но ведь уже стало фактом, что подавляющее большинство населения Новый год отмечает по новому стилю.

КИРИЛЛ: Совершенно верно.

- Это факт, от него никуда не уйдешь.

КИРИЛЛ: Да, да. И не надо от него никуда уходить. Получилось так, что в 1918 году наша страна перешла на новый стиль вслед за большинством западных стран. И получилась такая двойственность: с одной стороной, у нас действующий церковный календарь - старый, юлианский. С другой стороны, живем мы по новому стилю. Вот некоторые и ставят вопрос: а не стоит ли и церкви перейти на новый стиль?
Вопрос такой, что ответить на него однозначно нельзя; нельзя сказать: давайте возьмем и перейдем. Дело в том, что церковь живет по традиции, а традиция имеет свою, если хотите, динамику, свою инерцию. Уже многие поколения людей воспитались в традиции праздновать Рождество Христово 7 января. И представьте себе, если с завтрашнего дня, допустим, или со следующего года Церковь возьмет и перейдет на новый стиль. Что получится? А получится то, что абсолютное большинство людей в храм придут на Рождество Христово 7 января и не придут 25 декабря. Более того, тех, кто будет праздновать 25 декабря, назовут еретиками. И наверняка возникнет группа людей, которая скажет: мы с теми, которые празднуют по-новому, не хотим иметь дела. И возникнет то, что уже неоднократно встречалось в церковной истории, - возникает раскол, разделение. А разделение в христианской среде всегда опасно и болезненно. Потому что ведь церковь занимается не чем иным, как делом человеческого спасения. И, если разделяется церковь, то ослабляются ее силы в борьбе за человеческую душу. Нужно так поставить вопрос: что важнее - человеческая душа, полнота человеческой жизни, или вопрос о том, какого числа мы празднуем тот или иной праздник? Так вот, церковь отвечает однозначно: не надо из-за календаря ломать человеческие души.

НИКИФОРОВ: Кроме того, мы лишим любителей возможности праздновать еще и "старый Новый год"! Но все-таки не беспокоит ли вас то, что практически праздники продолжаются в России две недели? Две недели! С одной стороны, это великое дело - душевное, возвышенное, - отмечать такие праздники, но вместе с тем, это, извините, немножко безделье, праздность, расслабление. Вас это не беспокоит, именно эта сторона дела?

КИРИЛЛ: Ну, это вообще не имеет отношения к церкви. Я вам другой пример приведу. У нас та же самая картина в мае месяце - половину мая наш народ отдыхает. И это не имеет отношения к церковному календарю.

- Но, тем не менее, это, может быть, не лучшая традиция России - праздновать больше всех при том, что у нас столько проблем? Звонок в студию. Пожалуйста, ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. У меня будут вопросы к Его Преосвященству митрополиту Кириллу. Вы представляете Смоленскую область (это родина моей мамы) и Калининградскую область, которая является анклавом. И вот пораженцы, "пятая колонна" в нашей стране все время муссируют вопрос о передаче этой области. Аналогичная ситуация у США - Аляска. Но там таких вопросов не возникает. Как вы считаете, что может сделать церковь в этом направлении, чтобы прекратить все это политиканство в отношении Калининградской области?

КИРИЛЛ: Я отвечу очень резко. Пока православная церковь действует в Калининградской области, Калининградская область будет Россией. И это не просто заявление, не просто слова. Ради того, чтобы утвердить именно эту истину, мы приняли решение в центре города Калининграда строить величественный кафедральный собор Христа Спасителя. И стройка сейчас идет вовсю. Знаете, там возникла некоторая проблема. Центр Калининграда использовался раньше для демонстраций, для парадов. Там, естественно, трибуны и памятник Ленину. И, когда мы приняли решение (мы - это общественность, не только церковь), строить кафедральный собор в центре города, то некоторые нам сказали: это неподходящее место, лучше построить кафедральный собор в парке. Тогда мы провели опрос людей. И, представьте себе, большинство людей высказались за то, чтобы кафедральный собор был построен в центре города Калининграда как символ России, как символ нашей связи с Москвой. Кстати, при закладке этого кафедрального собора мы использовали грунт, землю, взятую из-под основания храма Христа Спасителя в Москве.

- Вопрос радиостанции "Радонеж". Пожалуйста.

НИКИФОРОВ: Владыка, я приведу вопрос нашего слушателя из Киева, это Игорь. Он говорит следующее: "Прошу вас высказать свою позицию о возможности автокефалии Русской церкви на Украине. Возможен ли визит Святейшего Патриарха в Киев?" Он молится вместе со всеми нашими единоверцами о единстве святой Руси и ее матери-церкви.

КИРИЛЛ: Ну конечно, возможен визит Святейшего Патриарха в Киев и в другие места Украины. Ведь Украина - это часть канонической территории Московского Патриархата, и украинская паства - это паства Святейшего Патриарха. Поэтому для Святейшего это не выезд за границу, это выезд просто к своему народу. Поэтому все возможно, и, я думаю, что Святейший Патриарх найдет возможность в скором будущем осуществить такой визит.

НИКИФОРОВ: Нет ли политических препятствий для этого?

КИРИЛЛ: Никаких политических препятствий нет. Президент Кучма неоднократно Святейшего приглашал. Святейшего приглашают губернаторы различных украинских областей, и отношения очень доброжелательные. Да и везде доброжелательные, кроме Западной Украины, где, как вы знаете, сильны антирусские, антиправославные настроения. Но это уже другой разговор. А что касается автокефалии, - абсолютное большинство православных на Украине сегодня выступают против автокефалии. Это их выбор. Нельзя навязать автокефалию, как нельзя навязать самостоятельность того или иного государства людям, если они желают жить, допустим, в союзе с другими государствами. Как и нельзя, допустим, навязать обратного. Мы исходим из того, что судьбу Украинской православной церкви должен решать православный народ Украины вместе со своим духовенством, вместе со своей иерархией. И, если эти люди скажут: мы хотим быть автокефальными, - ну и с Богом! Но сегодня-то люди говорят: мы не хотим! Потому что единственное, что прочно связывает сегодня Россию и Украину - это единая церковь. Пока едина церковь, едина жизнь, едина душа.

НИКИФОРОВ: Владыка, в таком случае, в чем причина раскола, который присутствует сейчас на Украине, в украинской церковной жизни?

- И, если можно, вопрос из Интернета, из Соединенных Штатов. Николай Делендорф задает его. "Может ли в этом году быть разрешена религиозная ситуация на Украине усилиями Москвы и Константинополя?" Так он ставит вопрос.

КИРИЛЛ: Как я уже сказал, украинская проблема может быть решена только усилиями украинцев. Существуют значительные спекуляции вокруг переговоров Константинопольского и Московского патриархатов. Для того, чтобы, может быть, снять какие-то недоразумения вокруг этой темы, я бы хотел сказать следующее. Эти переговоры ведутся для того, чтобы, во-первых, выяснить ситуацию, потому что слишком много дезинформации вокруг этой темы. И, во-вторых, может быть, предложить всем православным на Украине какие-то модели, которые помогли бы восстановить разрушенное сегодня единство. Самая главная проблема украинского православия - это не проблема автокефалии и не автокефалии, - это проблема раскола. Как очень правильно сказал глава греческой церкви архиепископ Христодул Афинский, - вначале давайте раскол преодолеем, а потом будем думать, какой статус у православных должен быть на Украине. Так вот, главная задача переговоров Москвы и Константинополя заключается в том, чтобы преодолеть раскол и восстановить единство.

- Звонок в студию. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Ваше Преосвященство, из Карелии беспокоит вас Вячеслав Червяков. Во-первых, с праздником вас.

КИРИЛЛ: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: И, во-вторых, у меня вопрос. Вы очень правильно говорили об объединении усилий церкви в борьбе за душу человека. Вопрос следующий. Что на сегодняшний день мешает объединиться всем христианам, - я имею в виду, православным, католикам, протестантам? Что необходимо сделать, чтобы борьба эта была более плодотворной? Особенно в связи, будем говорить откровенно, с фанатическим мусульманством, примеры которого мы видели 11 сентября. Я не имею в виду глобальное, вселенское объединение, но хотя бы развивались контакты на уровне церквей. Возможно, делались бы какие-то, может быть, совместные заявления. Что бы вы могли сказать по этому поводу? Спасибо.

- Вы знаете, наверное, нужно немного скорректировать выражение слушателя в отношении ислама, но я думаю, вы это сделаете. Пожалуйста.

КИРИЛЛ: Что касается взаимодействия христиан разных конфессий, то оно существует. И, вы знаете, совместные заявления делаются. Вот в России есть Христианский межконфессиональный консультативный комитет, в котором объединены все христианские конфессии, которые исторически присутствуют на территории России. Мы, конечно, не общаемся с сектантами, мы не общаемся с людьми, выражающими псевдорелигиозную идею, я имею в виду традиционные конфессии...
Вот возьмите лютеран. Ведь со времен Ивана Грозного в России присутствовала лютеранская община. И многие лютеране уже, так сказать, давно распрощались со своими иноземными корнями, - это россияне. То же самое можно сказать и о католиках, и о некоторых других. И для того чтобы поддерживать, во-первых, мир и согласие в обществе, мы считаем необходимым иметь диалог со всеми христианскими конфессиями. Еще раз подчеркну: не с сектантами, не с теми, кто разрушает единство православной церкви, не с теми, кто пытается разорвать и какое-то, может быть, не очень уж крепкое, но все-таки сохраняющееся единство нашего общества. Вот с такими людьми у нас нет общения и нет контактов. А с традиционно существующими конфессиями налажены добрые отношения, и по целому ряду общественных и политических проблем мы высказываемся сообща.
То же самое касается и других религий. У нас есть Межрелигиозный совет России, куда входят, кроме православных христиан, мусульмане, иудеи и буддисты. И я должен сказать, что Межрелигиозным советом России было сделано замечательное заявление по поводу взрывов 11 сентября. И, кстати, представители ислама, которые с самого начала присутствуют в истории нашего отечества, - исламу на территории России тоже тысячи лет, - эти люди в полной мере разделяют отношение православных к тем трагедиям, которые происходят в мире, и не имеют ничего общего, конечно, с терроризмом.

- Так, звонок в студию. Пожалуйста, ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. С праздником вас! Хотел бы спросить. У нас в России организовалось очень много христианских церквей... то есть не церквей, а сект. Православная церковь как-то борется с ними?

НИКИФОРОВ: Вот, скажем, Валентин Русанцов в Суздале организовал свою церковь. Каждый в своем граде организует свою православную церковь. Это смущает многих.

КИРИЛЛ: Я как раз, знаете, хотел бы продолжить эту тему - тему радикализма. Это ведь одна из причин того, что образуются какие-то сектантские группы и внутри православия. Вы упомянули Русанцова и так далее, - ведь есть же еще разные маргинальные группы тех, кто называет себя "истинными православными", самыми что ни на есть истинными православными и так далее. Ну, такие люди будут всегда. Во-первых, среди них много людей, простите, не совсем психически уравновешенных.

НИКИФОРОВ: В свое время вы как-то называли эти организации "ассенизационными канавами Московской патриархии".

КИРИЛЛ: Да-да, вообще Русской церкви. Должна быть какая-то, простите, "сточная труба", куда уходят все духовно нездоровые силы. Я в этом ничего плохого не вижу. И это будет всегда, всегда будут находиться какие-то экзотические группы. А что касается сект - это ведь тоже радикализм своего рода, но уже как бы замешанный в другой культурной среде. Сектантство (то сектантство, которое мы видим в лице заморских миссионеров), направлено на то, чтобы разрушить единство Русской православной церкви, оторвать народ от православных корней. Ведь как легко, используя термин многоконфессиональности, бороться с религией! Посмотрите: возникает естественное желание и стремление, допустим, верующих военнослужащих, чтобы к ним на праздник приходил священник. Ну что же здесь плохого? Почему гражданин в пиджаке имеет право реализовать свои конституционные возможности на свободу совести, а гражданин в форме такого права не имеет?

НИКИФОРОВ: Нет, нам говорят: церковь отделена от государства.

КИРИЛЛ: Совершенно верно. Больше того, нам говорят: простите, Россия многоконфессиональная страна. Как же так - православный священник придет, а мусульмане? А другие? Термин многоконфессиональности сейчас используется определенными силами для того, чтобы подорвать влияние и положение церкви в России среди русского народа.
Что на это можно ответить? Да миф все это! Реальная многоконфессиональность, которая, допустим, произрастала из истории, из культуры, как, допустим, в Соединенных Штатах, является частью культурной жизни людей. А если взять Россию, то Россия - это страна со своей определенной традицией, где православие играет особую роль. И секты и миссионеры, в первую очередь, ставят своей задачей подорвать традиционную историческую роль православия, расчленить наше общество и наш народ. Потому мы с ними и боремся, для того, чтобы сохранить веру в нашем народе.

- Но вы боретесь просто с ними, с их действиями, или все-таки как-то пытаетесь воспитывать людей, менять социальные условия, влиять на них, чтобы убрать из-под них социальную базу?

КИРИЛЛ: Когда мы говорим "боремся", мы, конечно, имеем в виду не борьбу с людьми. Мы имеем в виду борьбу с убеждениями.

- Владыка, еще один вопрос. Но теперь мы, я думаю, оставшееся время посвятим более конкретным вопросам, а их довольно много. Вот послушайте один из них.

СЛУШАТЕЛЬ: Это один из верующих. Зовут меня Петр Александрович. Хочу задать самый злободневный вопрос для всех нас, верующих. Как вы относитесь к присвоению всем поголовно индивидуальных налоговых номеров, без которых сегодня практически невозможно жить? В отличие от нашей церкви, Греческая православная церковь - праматерь нашей церкви - более жестко поставила вопрос перед своим правительством в защиту своих верующих. Почему наша церковь об этом умалчивает? Спасибо.

НИКИФОРОВ: Да, Владыка, еще один такой же вопрос из Интернета. Почему наша церковная иерархия не видит опасности в ИНН? А еще один наш вопрошающий с такой тревогой заявляет, что ему обещают вообще даже не выплатить зарплату, если он не примет ИНН.

КИРИЛЛ: Ну, во-первых, хотел бы защитить нашу церковь. Я думаю, что наша церковь делает даже более сильные, резкие заявления, чем Греческая церковь. Но в отношении ИНН все нужно расставить на свои места, потому что здесь переплетаются две проблемы. С одной стороны, существует суеверие, против которого церковь категорически выступает, а с другой стороны, есть реальная проблема. В чем же суеверие? Суеверие заключается в том, что якобы кем-то присвоенный номер может повлиять на состояние души человека, на ее спасение. Вот это и есть суеверие, больше того, это есть вера в магию, в магизм. Это совершенно нерелигиозный подход! Религия от магизма отличается тем, что религия требует свободного волеизъявления и нравственных усилий. Человек спасается, употребляя усилия, а магизм предполагает автоматическое воздействие на человека знака, вещи, предмета, слова и так далее. Значит, люди, которые считают, что какой-то номер может повлиять на дело человеческого спасения, отталкиваются от магического восприятия духовной жизни, которое категорически не соответствует церковному восприятию. Это первое. Никто помимо нашей воли не может нас оторвать от Христа, никто помимо нашей воли не может нас соединить с антихристом.
Печать антихриста, которая часто ассоциируется в массовом сознании именно с этим кодом, в конце веков будет налагаться на человека в ответ на его предательство. Например, будет сказано: ты со Христом или против Христа? Со Христом. Ты не получаешь печати, а значит, ты лишаешься каких-то благ, допустим, социальных. И, напротив, ты предаешь Христа, и тебе дают эту хлебную карточку, будь то, не знаю, электронная карточка в банке, право работать, или право гражданства - тут можно выдумать все, что угодно. Но только всегда в ответ на свободное волеизъявление. То, что сейчас происходит, не связано ни с каким свободным волеизъявлением.
Эту сторону вопроса нужно отделить от законных - я подчеркну, - законных беспокойств наших людей. Почему? Потому что номер, который сейчас присваивается налогоплательщику, является как бы заменой его имени. В карточке проставляется номер. И многие люди говорят: мы не хотим, чтобы вместо имени, данного нам при крещении, кто-то, помимо нашей воли, в какой-то закулисье присваивал нам номер. Мы не хотим ходить под номером. Вот это есть законное беспокойство людей, это, если хотите, борьба людей за их свободу, за свободу их выбора. Потому что сегодня присваивают номер, а завтра могут еще что-то присвоить. И именно с этим люди борются.

НИКИФОРОВ: Владыка, а как церковь помогает людям защитить их права?

КИРИЛЛ: Я хотел бы просто процитировать решение Синода, - оно было принято 26 декабря 2001 года. Там очень хорошо сказано: церковь с пониманием относится к мнению тех, кто не принимает ИНН как число, могущее восприниматься в качестве альтернативы христианскому имени, особенно в случаях, когда это число присваивается по принуждению, что нарушает гражданские права личности. Церковь вошла в контакт с властью, - и с Министерством по налогам и сборам, и со Сбербанком Российской Федерации. В ответ на это обращение церкви и Министерство по налогам и сборам, и Сбербанк направили во все свои отделения указания не требовать при заполнении различного рода платежных документов проставления ИНН в том случае, если человек не желает иметь ИНН.
И еще. Министерство по налогам и сборам предполагает войти в Государственную Думу с предложением об изменении той части Налогового кодекса, где говорится об ИНН. Предлагается, чтобы номер присваивался не человеку, а просто налоговому досье, документу. То есть, как у нас, допустим, в поликлинике, - ведь есть же номер и на нашей карточке, и, скажем, на автомобилях наших есть номер, и в наших паспортах. Но это номер, присваиваемый не личности, а документу.

- Спасибо вам за подробное разъяснение. Вот еще один из области конкретных вопросов. Насколько принципиально вы относитесь к коммерческой деятельности Православной церкви? В свое время было много публикаций, создавших нездоровый ажиотаж, но, в принципе, это же неизбежно.

КИРИЛЛ: Проблема в том, что, практически, никакой коммерческой деятельности в церкви нет. Все это мифы, которые создаются специально для того, чтобы создать образ богатой церкви. А на самом деле церковь сейчас находится в очень тяжелом финансовом положении. Нам уже неоднократно приходилось говорить на эту тему. Церковь не получает никаких дотаций от государства, хотя в большинстве стран, как известно, определенные церковные программы дотируются. У церкви нет собственности, она не может извлекать из собственности никаких материальных средств. У церкви есть только то, что люди жертвуют. Но народ наш сегодня небогат, поэтому средства, которые приходят в церковь традиционным путем, через пожертвования, сравнительно невелики, их, конечно, не хватает для того, чтобы церковь поддерживала свои социальные, образовательные или информационные программы. Когда мы говорим, допустим, об информационных программах, люди, может быть, до конца не понимают, о чем идет речь. А речь идет о радиостанции, о телеканале, о телепередачах. Как часто к нам обращаются с просьбой: почему так мало телепередач? А их мало потому, что, во-первых, эфир платный. Во-вторых, чтобы подготовить телепередачу, нужна телекомпания, нужно платить людям за подготовленные материалы. Средств на такого рода деятельность, к сожалению, у церкви нет.

- Ну, у нас вы бесплатно, и всегда и вы, и ваши коллеги могут быть нашими гостями.

КИРИЛЛ: За что мы вас сердечно и благодарим.

НИКИФОРОВ: Наша маленькая радиостанция тоже существует исключительно на пожертвования православных христиан, поэтому мы тоже работаем в очень ограниченном формате.

- Так, звонок в студию. Мы вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Палина Людмила Николаевна из Краснодара.

- Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Прежде всего, хочу выразить вам, Ваше Преосвященство, свое глубочайшее уважение и поздравить вас с Новым годом и приближающимся дорогим для всех православных людей праздником Рождества нашего Спасителя. Желаю вам крепкого здоровья и долголетия. И вот мой вопрос. Почему церковнослужители так редко выступают против чудовищного унижения женщины, которое проявляется всюду в России? Выставляют обнаженную женщину напоказ, слово животное, в омерзительных снимках в журналах, в видеоклипах, в кинофильмах и тому подобное. Ведь, унижая женщину, унижают мать, жену, сестру, дочь, внучку. А в России все по этому поводу безмолвствуют: президент, его супруга, Государственная Дума, Совет Федерации, интеллигенция. Вот мой вопрос. Спасибо за ваш ответ.

- Спасибо, спасибо за вопрос.

КИРИЛЛ: Во-первых, я хотел бы сердечно поблагодарить вас за теплые слова, сказанные в мой адрес, и взаимно поздравить вас с праздником Рождества Христова. Ну, а что касается слова церкви, - вы знаете, мы так часто говорим на эту тему, что некоторые считают, что это даже чересчур. Во-первых, церковь регулярно делает соответствующие заявления. Вот на юбилейном Архиерейском Соборе были приняты основы социальной концепции. Там есть целый раздел, посвященный теме, о которой вы говорите. Ведь в чем грех, особая опасность порнографии? Конечно, вы правы, - это унижает женщину, подрывает ее достоинство. Но, кроме того, ведь отвратительность всего этого дела в том, что порнография эксплуатирует человеческий инстинкт. Кто-то в экономических (или в политических, или в идеологических) целях эксплуатирует то, что Бог дал человеку, вложил в человека для поддержания рода. Поэтому, конечно, омерзительно само это явление, но, что самое главное, - оно оскорбительно, как мне кажется, для развитого общества, для человеческой личности. В этом смысле я полностью солидарен с вами. Но хотел бы подчеркнуть: церковь делает все, что она может сделать, но ее возможности весьма ограничены.

НИКИФОРОВ: В частности, потому, что церковных средств массовой информации очень мало.

КИРИЛЛ: Совершенно верно.

- Пересказываю еще один вопрос. Вы знаете, что в силу тяжелых социальных условий в России очень большие масштабы приобрело нищенство. Везде люди стоят, просят. Для многих это трагедия, несчастье, но есть люди, которые превратили это занятие в бизнес. Ваше отношение: кому подавать, кому не подавать? И нравственная сторона этого явления.

КИРИЛЛ: История этого вопроса очень-очень длинна.

- Я прошу очень коротко - время на исходе.

КИРИЛЛ: Она уходит в глубину веков.

- В библейские времена, да.

КИРИЛЛ: И в Библии сказано: "Пусть запотеет рука, в которой ты держишь милостыню". То есть, не надо быстро подавать милостыню. Вы подъезжаете на машине к перекрестку, и к вам подходят проходимцы, люди, которые собирают деньги в корыстных целях. Это часть какой-то огромной системы, которая существует в Москве и в других городах России. Нужно подумать, следует ли такому человеку подавать милостыню. Но, с другой стороны, милостыня очень важна для нашей духовной жизни. Мы ведь не только помогаем человеку, которому даем что-то, мы самим себе помогаем, потому что человек, дающий милостыню, меняет состояние своего сердца. Поэтому, борясь с коррупцией, борясь с проходимцами, мы не должны потерять нечто важное, что должно присутствовать в нашей христианской жизни, - мы не должны перестать быть милосердными.

- Евгений, короткий вопрос - короткий ответ.

НИКИФОРОВ: Да, тогда я предоставлю Владыке ответить на вопрос нашего слушателя. Спрашивает Дмитрий: "Владыка, с вашей точки зрения, каким должно быть участие мирян в церковной жизни? Должно ли оно распространяться на решение общецерковных вопросов, например, на Соборах?"

КИРИЛЛ: У нас в Русской православной церкви, в нашем Уставе, существует такая норма, как Поместный собор с участием мирян. Должен сказать, что в большинство православных церквей и, тем более, в католической церкви такой нормы не существует. И главным органом, высшим органом верховной власти являются Архиерейские Соборы. В Русской православной церкви есть норма: высшая церковная власть принадлежит Поместному собору с участием мирян.

- Видимо, последний вопрос. Был звонок такого рода: как церковь относится к рождественским гаданиям?

КИРИЛЛ: Церковь относится к рождественским гаданиям как к суеверию, как к некоей национальной слабости. Лучше, если бы мы на Рождество молились, собирались все вместе в доме, хорошо проводили время, слушали музыку, занимались какими-то другими приятными вещами. Гадание - это суеверие. Церковь к суеверию относится отрицательно.

- Но все-таки это традиция, и вы снисходительно к этому относитесь?

КИРИЛЛ: Есть некоторое снисхождение.

НИКИФОРОВ: При искреннем покаянии.

КИРИЛЛ: Но при всем этом церковь должна напоминать, что это суеверие.

- Я вас благодарю. Напоминаю слушателям, что на вопросы нашей аудитории - аудитории радио "Маяк" и радиостанции "Радонеж" - отвечал митрополит Смоленский и Калининградский, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Кирилл. Ваше Преосвященство, я вас благодарю. Я благодарю моего коллегу с радиостанции "Радонеж" Евгения Никифорова.

НИКИФОРОВ: Присоединяюсь к этим благодарностям.

Вел программу Юлий Семенов. Редактор Ирина Болгарская. Спасибо всем, кто нам звонил, кто нас слушал. С наступающим праздником великого Рождества!

КИРИЛЛ: Спасибо. Взаимно.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде в семье священника. В 1964 году окончил среднюю школу, в 1967 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1970 году - Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему "Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной церкви о ее благодатном характере". Решением совета академии оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем догматического богословия.

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, а 1 июня - во иеромонаха. 30 августа 1970 года назначен личным секретарем митрополита Никодима. Будучи преподавателем академии и секретарем митрополита, много времени уделял участию во внешней деятельности Московского патриархата. В 1971 году представлял духовные школы Русской православной церкви на Генеральной ассамблее Синдесмоса, где был избран членом исполкома этой организации. 12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете Церквей (ВСЦ) в Женеве. В 1972 году был избран членом правления Фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае.

26 декабря 1974 года был назначен ректором ленинградских духовных школ. В 1975 году стал председателем епархиального совета Ленинградской епархии. Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 3 марта 1976 года архимандриту Кириллу определено быть епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии. Хиротония состоялась 14 марта 1976 года.

Митрополит Кирилл принимает деятельное участие в экуменической деятельности Русской православной церкви. В 1975 году он был избран членом Центрального и Исполнительного комитетов на V Ассамблее ВСЦ в Найроби и остается на этих постах до сего дня. 9 сентября 1976 года утвержден представителем Русской православной церкви в пленарную комиссию ВСЦ "Вера и церковное устройство". Участник Первого предсоборного всеправославного совещания в Женеве 1976 года, православно-католических диалогов 1978, 1980, 1984 годов. С 1976 по 1978 год был заместителем патриаршего экзарха Западной Европы, затем окормлял патриаршие приходы в Финляндии. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. С 1979 года является членом комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, ныне Синодальной богословской комиссии.

26 декабря 1984 года переведен на Смоленскую кафедру. 14 ноября 1989 года решением Священного Синода назначен председателем отдела внешних церковных сношений Московского патриархата и постоянным членом Священного Синода Русской православной церкви. В 1991 году возведен в сан митрополита. Почетный член Санкт-Петербургской духовной академии, доктор "гонорис кауза" Реформатской богословской академии в Будапеште. Имеет высокие награды Русской православной церкви и многих поместных Православных церквей. В августе 1993 года митрополиту Кириллу была вручена международная Ловийская премия мира, присужденная общественным комитетом "Мирный форум Ловииса", возглавляемым госпожой Теллерво Койвисто, супругой президента Финляндии. Этой премией раз в три года награждается миротворческий деятель, внесший особо значимый вклад в это насущное для семьи народов служение.


весь разделверсия для печатиотослать ссылкуПрослушать запись
Темы дня

Горячие интервью

Радио Юность

Анонсы передач




Сюжеты в развитии

Георгия Гараняна


Джаз-клуб
Георгия Гараняна,

Пн. - 22:10,
ср. - 03:10 (103,4 FM).
Чтв. - 14:10 (67,2 УКВ).

Андрей Макаревич


Aвторская программа
Андрея Макаревича

Вт. - 21:15 (67,2 УКВ).
Ср. - 14:48 (103,4 FM).



© 2001-2006, радиокомпания "Маяк". Поддержка сайта - Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2002-2006.
E-mail: webmaster@radiomayak.ru
.